ГКУ РД «Агрострой» проводило конкурс на выполнение работ по строительству берегозащитных сооружений. Победителем тендера было признано ООО «Арт-Строй». Однако Заказчик отказался заключать контракт, ссылаясь на предоставление компанией недостоверной информации о своем опыте выполнения аналогичных работ.
Основным аргументом заказчика было то, что объемы работ, указанные победителем в актах приемки выполненных работ, были завышены. Учреждение утверждало, что технически невозможно было выполнить заявленные объемы водоотлива, указанные в документации компании, за заявленный период времени. По расчетам «Агростроя», выполненные работы потребовали бы 239 лет непрерывной работы насосного оборудования, что, по их мнению, свидетельствовало о недостоверности представленных данных.
Победитель обжаловал действия заказчика в УФАС по Республике Дагестан. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, указав, что отказ от заключения контракта нарушает часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. УФАС предписало Заказчику отменить протокол об отказе и продолжить процедуру закупки. Антимонопольный орган указал, что предоставленные «Арт-Строй» документы не подтверждали факт предоставления недостоверной информации и что у Заказчика не было достаточных доказательств для отстранения компании от участия в закупке.
Госучреждение обратилось в Арбитражный суд с требованием признать решение и предписание УФАС недействительными. Суд первой инстанции, а затем апелляция, отказали в удовлетворении требований учреждения, подтвердив законность действий антимонопольного органа. Суды указали, что Заказчик не представил достаточных доказательств недостоверности представленных победителем сведений.
Суд округа, рассмотрев кассационные жалобы ГКУ РД «Агрострой» и прокурора Республики Дагестан, отменил решения нижестоящих судов и признал недействительными решение и предписание УФАС.
Суд указал, что антимонопольный орган не обладал полномочиями на рассмотрение жалобы на результаты оценки заявок и что рассмотрение подобных вопросов находится вне его компетенции.
Кассационный суд подчеркнул, что результаты оценки заявок участников государственных закупок, включая проверку квалификации и опыта работы, не входят в компетенцию антимонопольных органов и должны рассматриваться исключительно в судебном порядке.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 14.09.2024 № 308-ЭС24-8447 по делу № А15-3478/2022