Минздрав России заключило с ООО «БС 98 Констракшн» госконтракт на выполнение проектных работ по реставрации объекта культурного наследия. Срок выполнения работ был установлен до 15 декабря 2022 года. Однако акт приемки работ был подписан только 27 февраля 2023 года, что стало основанием для начисления неустойки за нарушение сроков.
Арбитражный суд города Москвы и Девятый ААС суд частично удовлетворили исковые требования Минздрава, постановив взыскать с ООО «БС 98 Констракшн» неустойку в размере 103 тыс. рублей. Суды признали нарушение сроков выполнения работ, однако учли, что часть задержки была вызвана несвоевременным выполнением встречных обязательств со стороны Минздрава.
Не согласившись с решениями нижестоящих судов, общество подало кассационную жалобу, требуя отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
АС Московского округа, рассмотрев кассационную жалобу, отменил решения нижестоящих судов:
- Суды первой и апелляционной инстанций не учли положения Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, согласно которым, если сумма начисленных неустоек не превышает 5% от цены контракта, она подлежит списанию в полном объёме.
- Задержка в выполнении работ была вызвана несвоевременным предоставлением Минздравом необходимых отчетов и данных, что выходило за рамки контроля исполнителя.
- Поскольку все условия для списания неустойки были соблюдены, правовые основания для ее взыскания с ООО «БС 98 Констракшн» отсутствовали.
Этот случай также акцентирует внимание на права подрядчиков в условиях, когда задержки в выполнении работ вызваны не зависящими от них обстоятельствами.
Документ: Постановление АС Московского округа от 26.06.2024 г № Ф05-12166/2024 по делу № А40-182815/2023
Дмитрий Доброштан, юрист, эксперт в сфере закупок