В 2021 году ФАС России выявила больше 8,5 тысяч нарушений. Служба проанализировала, каких нарушений было больше.
Чаще всего заказчики:
🔹нарушали порядок оценки заявок на участие в закупке;
🔹необоснованно устанавливали дополнительные требования к участникам.
Что изменилось при подаче жалоб?
✅С 01 января 2022 г. жалобы на нарушения при проведении электронных процедур подаются исключительно с использованием функционала единой информационной системы (ЕИС). ФАС отмечает: после введения электронного обжалования качество жалоб повысилось.
Теперь ЕИС проверяет все необходимые составные элементы жалобы, а также соответствие «универсальной предквалификации» (при необходимости).
✅Увеличилось число жалоб на операторов электронных площадок.
Это повышает роль ГИС «Независимый регистратор». Только через эту систему можно предоставить в ФАС юридически значимое доказательство о произошедшем сбое.
Что изменилось при подаче обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП)?
Для поставщиков появились новые возможности для добросовестного исполнения контракта, не опасаясь включения в РНП:
🔹 возможность заключения допсоглашений, в которых оговариваются форс-мажорные рыночные факторы;
🔹 в марте 2022 года появилась норма, позволяющая поставщикам избежать включения в РНП, если исполнение оказалось под угрозой срыва в связи со сложившейся экономической ситуацией.
РНП в цифрах: за 2022 год ФАС рассмотрела более 7 тысяч обращений о включении сведений о поставщиках в РНП. Включены в реестр более 3 тысяч компаний.
ФАС напоминает, что обязанность по исполнению госконтракта лежит на обеих его сторонах. Право на защиту интересов заказчика не должно приводить к злоупотреблениям с его стороны, уточнили в службе.