Планируется изменение типа учреждения с бюджетного на автономное с 30 декабря и переход на работу в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Каков алгоритм действий заказчика в данной ситуации? По какому закону он должен начать работать в 2022 году? Установлен ли законодательством срок для размещения Положения в такой ситуации? Может ли заказчик работать по ранее заключенным контрактам по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (например, договоры на предоставление коммунальных услуг)? Нужно ли заключить дополнительные соглашения к договорам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закупки, процедура осуществления которых в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ была начата бюджетным учреждением до изменения его типа на автономное, должны быть завершены в соответствии с требованиями этого Закона.
Обоснование вывода:
Автономные учреждения при закупках по общему правилу руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и лишь в специально установленных случаях – Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ, смотрите п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, чч. 4, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, с момента создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения созданное учреждение вправе осуществлять закупки, руководствуясь лишь требованиями, установленными Законом N 223-ФЗ и размещенным в соответствии с требованиями данного Закона положением о закупке, за исключением случаев, установленных чч. 4, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Это подтверждает и правоприменительная практика (смотрите, например, решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25.11.2014 по жалобе N 87-04-18.1/14).
Законом N 223-ФЗ не предусмотрена необходимость утверждения и размещения нового положения о закупках в случае смены типа учреждения. Положения ч. 5 ст. 8 этого Закона распространяются, как нам представляется, только на вновь создаваемые организации, чего не происходит при создании автономного учреждения путем изменения типа бюджетного учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, ч. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”). При изменении типа существующего бюджетного учреждения на автономное по существу происходит лишь изменение наименования, нового юридического лица не образуется. Поэтому после изменения типа учреждения с бюджетного на автономное оно вправе осуществлять закупки на основании ранее размещенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ положения о закупках. Разумеется, в положение о закупках, размещенное на официальном сайте, в любом случае следует внести корректировки, связанные с изменением типа учреждения*(1).
Если же, как в приведенной ситуации, в бюджетном учреждении до изменения его типа на автономное не было утверждено положение о закупке, такое положение должно быть утверждено и размещено в ЕИС в течение трех месяцев со дня изменения типа. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ утвержденного положения о закупке (ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Изменение типа учреждения не приводит к прекращению или изменению прав и обязанностей, ранее возникших у него из гражданско-правовых договоров (контрактов). Следовательно, обязательства и после изменения типа учреждения должны исполняться им надлежащим образом, в соответствии с условиями соответствующих договоров (ст. 309 ГК РФ), заключенных как в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В связи с изменением типа бюджетного учреждения на автономное меняется статус учреждения и применительно к отношениям, регулируемым законодательством о контрактной системе в сфере закупок: после такого изменения учреждение больше не является заказчиком (в значении, которое придается этому понятию пунктами 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Это обстоятельство может восприниматься в качестве аргумента в пользу того, что после изменения типа учреждения на автономное у него прекращается обязанность руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ и применительно к продолжающим действовать контрактам, которые ранее были заключены в соответствии с этим Законом. А поскольку Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, никак не регулирует порядок исполнения договоров, заключенных заказчиками, можно предположить, что отношения по таким контрактам регулируются лишь положениями ГК РФ, но не подпадают под действие ни Закона N 44-ФЗ, ни Закона N 223-ФЗ.
Однако, на наш взгляд, такой подход не соответствует смыслу положений Закона N 44-ФЗ. Этот Закон, равно как и иные нормативные акты, не предусматривает правил, которые должны соблюдаться при изменении типа учреждения с бюджетного на автономное в отношении закупок учреждения, осуществление которых началось до изменения типа учреждения. Вместе с тем принципы, на которых основано законодательство о контрактной системе в сфере закупок, и ряд положений Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, предполагают, что установленные этим Законом требования к контракту и процедуре осуществления закупки сохраняются вплоть до завершения закупки (напомним, что в силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка завершается исполнением обязательств сторонами контракта). Иной подход связан с необходимостью решения целого ряда никак не урегулированных вопросов (в частности, необходимо ли возвращать контрагенту обеспечение исполнения контракта; сохраняется ли за контрагентом право, предусмотренное ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ; какова судьба средств, внесенных в обеспечение заявок, если тип учреждения изменен до завершения процедуры определения контрагента; каким образом осуществляется процедура внесения информации о соответствующих контрактах в реестр контрактов и т.п.). Все это, как мы полагаем, свидетельствует в пользу того, что закупка, осуществление которой началось в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна вплоть до ее завершения осуществляться по правилам, предусмотренным этим Законом. К заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракту вплоть до его прекращения применяются ограничения и правила, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок (в том числе правила статей 34 и 95 Закона N 44-ФЗ, касающиеся возможности изменения контракта). Аналогичные разъяснения (хотя и основанные на иной аргументации) содержатся в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-181.
Законодательство не связывает изменение типа государственного или муниципального учреждения с необходимостью внесения изменений в ранее заключенные учреждением договоры (контракты). Причем наименование, адрес, банковские и иные реквизиты стороны договора не относятся к условиям договора (контракта), а имеют исключительно информационный характер. Изменение реквизитов стороны контракта (как и, например, реорганизация стороны контракта) не требуют согласия контрагента. Иными словами, такое изменение не влечет изменения условий договора (контракта), а значит подписывать какие-либо дополнительные соглашения к ранее заключенным учреждением контрактам в связи с изменением типа учреждения (и, следовательно, размещать их в ЕИС) не требуется. В рассматриваемой ситуации об изменении типа учреждения и об изменении соответствующих реквизитов достаточно письменно уведомить контрагентов, приложив копии подтверждающих документов. В то же время, безусловно, стороны договора вправе зафиксировать факт изменения сведений о заказчике и путем подписания дополнительного соглашения к контракту (смотрите, например, письмо Министерства экономического развития РФ от 31.03.2016 N Д28и-854, письмо Министерства экономического развития РФ от 06.12.2016 N Д28и-3329). Однако поскольку, как уже отмечено, условия контракта при этом не изменяются, у заказчика не возникает ни обязанности разместить такой документ (информацию о его подписании) в ЕИС, ни обязанности направить его (информацию о нем) для включения в реестр контрактов (ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)*(3). Вместе с тем, полагаем, сделать это заказчик вправе.
Таким образом, на наш взгляд, в приведенной ситуации регулирование отношений по контрактам (договорам), заключенным до изменения типа учреждения, должно осуществляться по правилам, предусмотренным Законом N 44-ФЗ. Если после изменения типа у учреждения сохраняется потребность в ряде закупок, отраженных в плане-графике, сведения о таких закупках нужно отразить в плане закупок, размещаемом в соответствии с Законом N 223-ФЗ (ч. 2 ст. 4 этого Закона, Правила и Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932), внеся в него соответствующие изменения.
В заключение отметим, что приведенная выше позиция является исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, правоприменительной практики по заданному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями можно обратиться в ФАС России.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей