Одна из наиболее значимых новаций бюджетного законодательства РФ – внедрение механизма казначейского сопровождения в качестве одного из основных инструментов предупреждения наиболее распространенного бюджетного нарушения – нецелевого использования бюджетных средств. На протяжении нескольких лет казначейское сопровождение осуществлялось Федеральным казначейством в случаях, определенных федеральными законами о федеральном бюджете и постановлениями Правительства РФ. С 2022 года основы казначейского сопровождения определены непосредственно положениями БК РФ. И уже в нынешнем году назрела необходимость внесения ряда поправок, касающихся условий казначейского сопровождения средств именно в 2022 году.
Соответствующие изменения в Закон N 384-ФЗ о новеллах в БК РФ предусмотрены Законом от 28.05.2022 N 146-ФЗ.
Рассмотрим их подробнее:
1. Увеличение “ценового порога” контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению
Внесенные поправки касаются, прежде всего, пороговых значений стоимости контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
Норма Закона N 390-ФЗ о федеральном бюджете, устанавливающая требование о казначейском сопровождении средств |
Было до 27 мая |
Стало с 28 мая |
п. 6 ч. 2 ст. 5 Закона N 390-ФЗ |
расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму более 600,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам(договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600,0 тыс. рублей |
расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на сумму от 5,0 млн рублей и более, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму от 5,0 млн рублей и более |
п. 7 ч. 2 ст. 5 Закона N 390-ФЗ |
расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации гособоронзаказа на сумму более 600,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных госконтрактов на сумму более 600,0 тыс. рублей |
расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации гособоронзаказа на сумму от 5,0 млн рублей и более, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных госконтрактов на сумму от 5,0 млн рублей и более |
п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона N 390-ФЗ |
расчеты по госконтрактам, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму более 600,0 тыс. рублей, источником финобеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов на сумму более 600,0 тыс. рублей |
расчеты по госконтрактам, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму от 5,0 млн рублей и более, источником финобеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов на сумму от 5,0 млн рублей и более |
п. 5, 8 ч. 2 ст. 5 Закона N 390-ФЗ |
авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения госконтрактов (за исключением госконтрактов, заключаемых в целях реализации гособоронзаказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более |
авансовые платежи по контрактам (договорам) на сумму от 5,0 млн рублей и более, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения госконтрактов (за исключением госконтрактов, заключаемых в целях реализации гособоронзаказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более |
п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 390-ФЗ |
расчеты по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 600,0 тыс. рублей, заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд) при условии, что источником финобеспечения расходов являются МБТ, предоставленные из федерального бюджета |
расчеты по контрактам (договорам), заключаемым на сумму от 5,0 млн рублей и более, заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд) |
расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контрактов, заключенных региональными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями на сумму 100 млн руб. и более для |
расчеты по контрактам (договорам), заключаемым на сумму от 5,0 млн рублей и более, в рамках исполнения контрактов, заключенных региональными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями |
|
п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона N 390-ФЗ |
расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов, источником оплаты которых являются бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов |
расчеты по контрактам (договорам) на сумму от 5 млн рублей и более, заключаемым в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов, источником оплаты которых являются бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов |
расчеты по контрактам (договорам), заключаемым рамках исполнения контрактов (договоров), заключаемых региональными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, если субсидии учреждениям предоставлялись за счет средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов |
расчеты по контрактам (договорам) на сумму от 5 млн рублей и более, заключаемым рамках исполнения контрактов (договоров), заключаемых региональными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, если субсидии учреждениям предоставлялись за счет средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов |
2. Изменение режима использования лицевого счета в Казначействе
Новшества также касаются режима использования лицевого счета, открываемого в территориальных органах Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения. Так, помимо ранее предусмотренных пп. 3 п. 3 ст. 242.23 БК РФ исключений, в 2022 году перечисление средств с лицевого счета УКС заказчика на счет, открытый контрагенту в кредитной организации, также допускается:
– при представлении заказчиками контрактов / договоров на поставку товаров и документов, подтверждающих поставку;
– при перечислении средств в счет оплаты стройматериалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства. Представление документов, подтверждающих поставку, в этом случае не требуется;
– при представлении в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком / исполнителем в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством РФ, заказчиками по договорам, заключаемым в рамках исполнения контрактов на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капстроительства.
3. Больше полномочий для казначейского сопровождения на местах
Кроме того, в 2022 году на региональном и муниципальном уровне могут быть определены средства, подлежащие казначейскому сопровождению, предоставляемые из бюджета субъекта РФ или местного бюджета на основании контрактов региональных и муниципальных ПБС, бюджетных и автономных учреждений, стоимостью менее 50 млн рублей.