Имеется ли конфликт интересов или заинтересованность при заключении бюджетным учреждением договора аренды недвижимого имущества со своим работником?

Имеется ли конфликт интересов или заинтересованность при заключении бюджетным учреждением договора аренды недвижимого имущества со своим работником?

Может ли сотрудник бюджетного учреждения, который владеет на праве собственности недвижимым имуществом, сдать его этому бюджетному учреждению? Не противоречит ли это законодательству РФ? Имеется ли в этом конфликт интересов или заинтересованность?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения в случае заключения сделки с работником этого учреждения будет являться заинтересованным лицом.

Обоснование вывода:

В начале отметим, что бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) на приобретение товаров, работ, услуг руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) (ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В частности, лица, на которых распространяются требования Закона N 223-ФЗ, обязаны осуществлять закупки, руководствуясь этим законом, а также утвержденным в установленном порядке и размещенным в единой информационной системе (далее – ЕИС) положением о закупке. Последнее является по существу единственным документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (чч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, заключаемых в рамках закупок, а лишь устанавливает общие принципы закупок организациями, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (заказчиками), и основные требования к закупкам. При осуществлении своих закупок заказчики руководствуются в первую очередь разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317).

При этом хотя Закон N 223-ФЗ не содержит определения понятия “закупка”, из ряда положений этого Закона (в частности, ч. 2 ст. 2, чч. 2, 6 ст. 3, ч. 5, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ) и некоторых подзаконных нормативных правовых актов следует, что под закупкой понимаются проведение процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) для заключения с ним договора о поставке товара (выполнение работ, оказание услуг), само заключение и исполнение такого договора.

То, что на договоры аренды недвижимого имущества распространяются требования Закона N 223-ФЗ, непосредственно указывают положения п. 3 ч. 15 ст. 4 этого закона, согласно которым заказчик вправе не размещать в ЕИС, в частности, любые договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости. Другими словами, на наш взгляд, под “иными договорами” в указанной норме понимаются не “иные договоры, заключенные в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества”, а в том числе и договоры, заключенные в отношении недвижимости, находящейся и в частной собственности. К договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости, относятся в том числе и договоры аренды недвижимости (п. 1 ст. 650 ГК РФ). Таким образом, по нашему мнению, сведения о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров аренды недвижимости, могут не размещаться заказчиком в ЕИС.

При этом ни заключение договоров аренды вообще, ни аренда недвижимого имущества в частности не отнесены Законом N 223-ФЗ к отношениям, которые выведены из-под регулирования этого закона (ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Формально это означает, что лица, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (включая бюджетные учреждения), обязаны при приобретении в аренду имущества руководствоваться этим Законом и действующим у них положением о закупке.

В свою очередь, Закон N 223-ФЗ основан на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а следовательно, к договорам, заключенным в рамках этого закона, применяются общие положения гражданского законодательства.

Пунктом 1 ст. 2, ст. 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договор, то есть в выборе контрагента. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть, в частности, любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”. При этом, как было сказано выше, порядок выбора единственного контрагента Законом N 223-ФЗ не урегулирован, в том числе не установлены ни запрет, ни ограничение на участие в такой закупке работников бюджетного учреждения.

Равным образом не устанавливает таких запретов или ограничений и Гражданский кодекс РФ. Соответственно, само по себе заключение договора между бюджетным учреждением и его работником закону не противоречит.

Вместе с тем если сделка совершается заинтересованным лицом, это может повлечь за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и бюджетного учреждения, поэтому при совершении сделки необходимо учитывать положения ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ). Заинтересованными в совершении сделок лицами для целей Закона N 7-ФЗ признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан (п. 1 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения в случае заключения сделки с работником этого учреждения будет являться заинтересованным лицом.

В дополнение отметим, что заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации (в том числе принадлежащее ей имущество) или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 27 Закона о НКО).

Поскольку руководитель учреждения является заинтересованным в заключении договора аренды недвижимого имущества лицом, он обязан сообщить о своей заинтересованности органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Кроме того, такая сделка должна быть одобрена таким органом (п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ). При несоблюдении указанных требований договор аренды может быть признан судом недействительным (п. 4 ст. 27 Закона N 7-ФЗ). В этом случае заинтересованное лицо несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им учреждению.

Как видим, сделка с заинтересованным лицом, совершенная с нарушением требований к ее совершению (в частности, требований о ее одобрении), является оспоримой. Она будет считаться недействительной, если суд удовлетворит требования заинтересованных в этом лиц о признании сделки недействительной.

Недействительная сделка в случае ее признания таковой не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке; в том случае, если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...