Может ли сотрудник бюджетного учреждения, который владеет на праве собственности недвижимым имуществом, сдать его этому бюджетному учреждению? Не противоречит ли это законодательству РФ? Имеется ли в этом конфликт интересов или заинтересованность?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения в случае заключения сделки с работником этого учреждения будет являться заинтересованным лицом.
Обоснование вывода:
В начале отметим, что бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) на приобретение товаров, работ, услуг руководствуются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) (ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
В частности, лица, на которых распространяются требования Закона N 223-ФЗ, обязаны осуществлять закупки, руководствуясь этим законом, а также утвержденным в установленном порядке и размещенным в единой информационной системе (далее – ЕИС) положением о закупке. Последнее является по существу единственным документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (чч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, заключаемых в рамках закупок, а лишь устанавливает общие принципы закупок организациями, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (заказчиками), и основные требования к закупкам. При осуществлении своих закупок заказчики руководствуются в первую очередь разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317).
При этом хотя Закон N 223-ФЗ не содержит определения понятия “закупка”, из ряда положений этого Закона (в частности, ч. 2 ст. 2, чч. 2, 6 ст. 3, ч. 5, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ) и некоторых подзаконных нормативных правовых актов следует, что под закупкой понимаются проведение процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) для заключения с ним договора о поставке товара (выполнение работ, оказание услуг), само заключение и исполнение такого договора.
То, что на договоры аренды недвижимого имущества распространяются требования Закона N 223-ФЗ, непосредственно указывают положения п. 3 ч. 15 ст. 4 этого закона, согласно которым заказчик вправе не размещать в ЕИС, в частности, любые договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости. Другими словами, на наш взгляд, под “иными договорами” в указанной норме понимаются не “иные договоры, заключенные в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества”, а в том числе и договоры, заключенные в отношении недвижимости, находящейся и в частной собственности. К договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости, относятся в том числе и договоры аренды недвижимости (п. 1 ст. 650 ГК РФ). Таким образом, по нашему мнению, сведения о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров аренды недвижимости, могут не размещаться заказчиком в ЕИС.
При этом ни заключение договоров аренды вообще, ни аренда недвижимого имущества в частности не отнесены Законом N 223-ФЗ к отношениям, которые выведены из-под регулирования этого закона (ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Формально это означает, что лица, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (включая бюджетные учреждения), обязаны при приобретении в аренду имущества руководствоваться этим Законом и действующим у них положением о закупке.
В свою очередь, Закон N 223-ФЗ основан на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а следовательно, к договорам, заключенным в рамках этого закона, применяются общие положения гражданского законодательства.
Пунктом 1 ст. 2, ст. 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договор, то есть в выборе контрагента. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть, в частности, любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”. При этом, как было сказано выше, порядок выбора единственного контрагента Законом N 223-ФЗ не урегулирован, в том числе не установлены ни запрет, ни ограничение на участие в такой закупке работников бюджетного учреждения.
Равным образом не устанавливает таких запретов или ограничений и Гражданский кодекс РФ. Соответственно, само по себе заключение договора между бюджетным учреждением и его работником закону не противоречит.
Вместе с тем если сделка совершается заинтересованным лицом, это может повлечь за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и бюджетного учреждения, поэтому при совершении сделки необходимо учитывать положения ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ). Заинтересованными в совершении сделок лицами для целей Закона N 7-ФЗ признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан (п. 1 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения в случае заключения сделки с работником этого учреждения будет являться заинтересованным лицом.
В дополнение отметим, что заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации (в том числе принадлежащее ей имущество) или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 27 Закона о НКО).
Поскольку руководитель учреждения является заинтересованным в заключении договора аренды недвижимого имущества лицом, он обязан сообщить о своей заинтересованности органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Кроме того, такая сделка должна быть одобрена таким органом (п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ). При несоблюдении указанных требований договор аренды может быть признан судом недействительным (п. 4 ст. 27 Закона N 7-ФЗ). В этом случае заинтересованное лицо несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им учреждению.
Как видим, сделка с заинтересованным лицом, совершенная с нарушением требований к ее совершению (в частности, требований о ее одобрении), является оспоримой. Она будет считаться недействительной, если суд удовлетворит требования заинтересованных в этом лиц о признании сделки недействительной.
Недействительная сделка в случае ее признания таковой не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке; в том случае, если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира