В 2021 году в 44-ФЗ о госзакупках и различные подзаконные акты внесено более 300 поправок. Часть из них уже вступила в силу или это произойдет в самое ближайшее время. Эксперты полагают, что даже после обновления вопросы к закону все еще остаются.
Закон «О госзакупках» (44-ФЗ) действует с 2014 года. Он пришел на смену 94-ФЗ, который также регламентировал порядок размещения заказов на поставки товаров, услуг и работ для государственных нужд, заключение контрактов и их закрытие. Смысл замены одного на другой состоял в том, чтобы, как говорится, «улучшить, расширить и углубить». Но получилось опять же «как всегда». Нынешний 44-ФЗ по-прежнему неидеален. Впрочем, законодатели не оставляют попыток довести его до ума. По некоторым оценкам, только в 2021 году в закон и связанные с ним подзаконные акты было внесено до 300 правок. Многие из них уже вступили в силу с 2021 года или начнут действовать с нынешнего.
По просьбе BG эксперты назвали пять, по их мнению, самых значимых изменений.
В первую очередь к таковым можно отнести все, что связано с цифровизацией. Например, электронное актирование (документальная фиксация факта) и обжалование через личный кабинет Единой информационной системы (ЕИС), уточняет Елена Ежова, эксперт сервиса «Контур.Торги». «Электронное актирование позволит уйти от обмена закрывающими документами “на бумаге”, контролировать каждый шаг, каждое действие сторон по контракту,— поясняет эксперт.— Обжалование через госпортал сократит ошибки при подаче жалоб, подтягивая автоматически часть данных для составления документа».
«Новые возможности по обжалованию электронных закупок через ЕИС значимо сокращают риски несоблюдения сроков подачи жалобы, упрощают взаимодействие между контролирующим органом и подателем жалобы»,
— соглашается с коллегой Альберт Трофимов, старший юрист Versus.legal.
Второе важное изменение — сокращение времени, в течение которого необходимо оплатить госконтракт. Трофимов уточняет, что с 14 мая 2021 года федеральные заказчики для контрактов в 2021 году должны предусмотреть сокращенный срок оплаты — 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Для контрактов с 2022 года по общему правилу срок оплаты также сокращается с 30 до 10 дней. «Сокращение сроков оплаты по новым контрактам направлено не только на оптимизацию бюджетных расходов, но и на скорейшее финансирование добросовестных поставщиков»,— добавляет эксперт.
Третье изменение — из закона убирают способы закупок, которые показали себя менее востребованными, неэффективными и сложными в применении. «Сейчас насчитывается 11 способов конкурентных закупок, и везде действуют свои правила. С 2022 года останется только три: запрос котировок, аукцион, конкурс в электронной форме. А чем меньше способов закупки, тем эффективнее можно готовить документацию и не путаться в требованиях»,— поясняет Анна Филоненко, председатель Центра общественного контроля.
Четвертое изменение касается сроков проведения закупок, в том числе при подписании контракта: они сократятся. «Товары, работы, услуги при сокращенных сроках более оперативно будут приобретаться заказчиками, а значит, быстрее будут выполняться госзадачи, к примеру, ремонт дорог, зданий, обеспечение больниц лекарствами»,— поясняет госпожа Ежова.
Кроме того, с 1 июля 2022 поменяют порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения госконтракта, добавляет Ольга Дученко, адвокат, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнеры». «В случае отказа от исполнения контракта, заключенного по итогам электронной процедуры, заказчик будет формировать решение с использованием ЕИС и подписывать его усиленной электронной подписью,— объясняет эксперт.— Такое решение не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС направят поставщику. Датой поступления поставщику решения будет считаться дата размещения решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой работает поставщик». Впрочем, по мнению госпожи Дученко, хотя порядок одностороннего отказа заказчика будет сокращен и упрощен, вряд ли это хорошо отразится на поставщике.
И, наконец, пятое изменение — вводится универсальная предквалификация. То есть при проведении любой конкурентной закупки с ценой контракта от 20 млн рублей заказчик будет требовать от участника, чтобы тот имел за три предыдущих года успешный опыт исполнения контрактов (не менее 20% от цены проводимой закупки). Как поясняют эксперты, универсальная предквалификация должна будет действовать, если не применяется специальная предквалификация. Последняя действует в отношении госзакупок в сфере строительства, госзакупок продуктов питания.
“Введение единой универсальной предквалификации позволит допускать к торгам только квалифицированных участников с нужным опытом и кадрами»,
— подчеркивает госпожа Ежова.
Кроме того, эксперты отмечают, что с середины 2021 года изменился порядок внесения информации в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). По словам госпожи Дученко, теперь в РНП включается информация не обо всех участниках корпоративного юрлица, а о тех, что способны оказывать влияние на деятельность этого лица. «Под таковыми понимаются участники, владеющие самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более чем 25% акций (долей, паев) юрлица,— уточняет госпожа Дученко.— Это важно для бизнеса, поскольку раньше в РНП могли включить сведения об участнике, даже если по факту он никак не мог повлиять на действия или бездействие поставщика».
Кроме того, в законе установлены основания, по которым информация исключается из РНП досрочно, до истечения двух лет. Это может быть сделано на основании решения суда о признании недействительным акта антимонопольного органа о включении информации в РНП или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; либо на основании информации, подтверждающей невозможность влияния лиц на деятельность участника закупки. Раньше исключить информацию из РНП досрочно было сложнее.
Праздновать рано
В целом обновление 44-ФЗ эксперты оценивают положительно. Как отмечает господин Трофимов, «ряд изменений, которые должны оптимизировать различные этапы взаимодействия с публичным заказчиком, будь то заключение, исполнение, расторжение контрактов или контроль, принят в интересах бизнеса». В свою очередь, госпожа Филоненко надеется, что увеличится количество закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15 до 25%.
Однако праздновать победу эксперты не спешат. Виден двойственный эффект от изменений, указывает Елена Ежова. «Несомненно, с одной стороны, поправки приведут к выбору надежных компаний в качестве поставщиков, уменьшению ручного труда в процессе закупки, сокращению бумажной работы, прозрачности и цифровизации всех действий, что даст защиту от недобросовестности и сговоров. Как следствие — развитие честной конкуренции, возможность получить свои деньги за тендер быстрее»,— говорит эксперт. С другой стороны, слишком много новых правил вводится практически одновременно. Бизнесу требуется время, чтобы к введенным нормам привыкнуть, изучить их в теории и на практике. Ведь поменялся не только 44-ФЗ, но и подзаконные акты — постановления, приказы, методики. Кроме того, усложняются правила национального режима и дополнительные требования к участникам закупок по ст. 31 44-ФЗ. «Поэтому есть опасения, что в начале года будут ошибки, отклонения, не исключены срывы подписаний контрактов по субъективным причинам (из-за человеческого фактора), будет и недопонимание отдельных нюансов нового законодательства, несоблюдение сроков»,— полагает госпожа Ежова.
Мы ждем перемен
Несмотря на большое количество поправок, вступивших в силу в 2021 году и тех, которые начнут действовать в ближайшее время, законодатели готовят новый пакет изменений. Проектов на рассмотрение у законодателей сейчас много, говорит госпожа Ежова. «К примеру, хотят утвердить особенности описания некоторых товаров, по которым в обязательном порядке заказчики должны будут прописывать экологические требования и возможность повторного использования товара. Норма будет распространяться на изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения, покрытий при ремонте, удобрений»,— напоминает эксперт. Также хотят предусмотреть полный переход на электронный формат взаимодействия между Минпромторгом, Торгово-промышленной палатой и заявителем, расширить перечень случаев, когда необходима специальная предквалификация.
Впрочем, даже учитывая грядущие изменения, говорить о том, что закон устроит всех, кого он затрагивает, рано. Возможности для его улучшения все еще есть. «Можно было бы предоставить заказчикам право уточнять условия уже поданных заявок, как это иногда встречается в закупках по 223-ФЗ (если разрешено положением о закупках заказчика), и составить перечень таких случаев,— говорит Елена Ежова.— Тогда бы снизилось число отказов в допуске. Ведь именно мелкие опечатки участника зачастую становятся формальной причиной для отклонения заявки». Также, по ее словам, можно было бы унифицировать правила по национальному режиму, привести к единым принципам по разным видам товаров, работ, услуг. «Сейчас имеется довольно высокая разрозненность, из-за которой путаются и участники (поставщики), и заказчики,— замечает эксперт.— Также можно обязать заказчиков подробно расписывать необходимость “критичных” требований контракта. К примеру, очень сжатых сроков поставки товара. А также сделать более прозрачным процесс обоснования начальной максимальной цены контракта, чтобы бизнес мог убедиться в наличии требуемого товара на рынке».
Ольга Дученко уверена, что следует продолжить курс на упрощение закупочных процедур. Альберт Трофимов отмечает, что нововведения, связанные с электронным документооборотом, не столько снимают, сколько порождают новые проблемы. «Как известно, в практике регулярно возникают спорные ситуации, разрешение которых между сторонами контрактов будет происходить уже в судах. В свете этого представление в материалы судебных дел электронных актов будет сопряжено с усложнением в процессе доказывания относимости, достоверности соответствующих электронных актов как доказательств. В связи с этим необходимо обеспечить бизнесу возможность просто и оперативно подтвердить, что товары, работы, услуги были приняты заказчиком. Или что еще труднее — доказать, что, например, работы были предъявлены к приемке в установленном порядке»,— говорит он.
По мнению Анны Филоненко, для поддержки добросовестного бизнеса и выведения с рынка организаций, осуществляющих демпинг цены контракта без возможности и намерения его исполнения, стоит совершенствовать закон в части обеспечения качества и безопасности.
«Универсальную предквалификацию стоило бы также применять для сфер, непосредственно влияющих на жизнь, здоровье и безопасность граждан. Цена контракта в данных сферах должна перестать быть определяющей, необходимо учитывать и иные квалификационные требования, что в совокупности приведет к развитию надежного и компетентного бизнеса»,
— уверена госпожа Филоненко.
Полина Макарова, "Юридические итоги года". Приложение №16/П
Пустое это все, уровень сервиса, не более