Госзакупки и антимонопольное законодательство в докладе о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2018 г

Госзакупки и антимонопольное законодательство в докладе о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2018 г

На сайтах Правительства РФ и Президента РФ опубликован доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2018 г. В числе вошедших в него тем – госзакупки и антимонопольное законодательство (скачать)

В доклад включены результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в частности в сферах профилактики правонарушений, туристской деятельности, оплаты труда, таможенного дела, госзакупок, территориального планирования, государственной регистрации недвижимости, антимонопольного законодательства.

Для получения и оценки информации о правоприменении привлекались институты гражданского общества и представители бизнес-сообщества.

В начале доклада авторы указали:

Помимо Федерального закона № 44-ФЗ в сфере регулирования публичных закупок действует более 100 постановлений Правительства Российской Федерации. Таким образом, законодательство о контрактной системе является чрезвычайно громоздким, что затрудняет процесс его применения.

В частности, в разделе, посвященном госзакупкам, выделены основные тенденции в развитии российского законодательства о закупках, пишут в журнале «Конкуренция и право».

Указывается, что необходимы законодательные решения, направленные на совершенствование механизмов закупок, в том числе:

  • определение единых правил нормирования и единого обязательного перечня нормируемых товаров, работ, услуг;
  • переход к нормированию характеристик на основе каталога;
  • оптимизация процедур закупок путем исключения излишних, неэффективных способов закупок;
  • максимальная автоматизация и электронизация всех документов и этапов закупок посредством функциональных возможностей ЕИС;
  • обеспечение участия в закупках квалифицированных и опытных участников путем введения универсальной предквалификации как критерия доступа к закупкам.

Сообщается, что Минфин России готовит проекты федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на достижение этих целей.

Также в разделе обозначены проблемы системного характера в сфере госзакупок.

Так, в рамках Закона № 44-ФЗ наименее урегулированы особенности закупок в отдельных сферах. В частности, в поступивших в Минюст России докладах субъектов РФ особо обозначаются такие сферы, как лекарственное обеспечение, строительство, деятельность учреждений культуры и сохранение памятников культурного наследия, закупки жилья для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В докладе указано, что целесообразно дальнейшее развитие Закона № 44-ФЗ путем выделения в главе 7 специальных статей, регулирующих особенности закупок в указанных сферах.

Среди других обозначенных в докладе проблем в этой сфере:

  • затрудненная реализация ряда полномочий комиссии по осуществлению закупок;
  • многочисленные проблемы, связанные с закупками лекарственных средств. По результатам проведенного мониторинга предлагается поручить Минздраву России проработать изменения, направленные на совершенствование закупок лекарственных средств, медицинских изделий и лечебного питания;
  • юридические трудности при реализации права детей-сирот на обеспечение жильем. Предлагается в числе прочего дополнить перечень исключений, предусмотренный ч. 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, положениями о приобретении жилых помещений для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без установления необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта;
  • несогласованность между нормами Закона № 44-ФЗ и общими положениями Гражданского кодекса РФ и др.

В докладе делается вывод, что оценка Закона № 44-ФЗ как бизнесом, так и заказчиками совпадает в части понимания его забюрократизированности и недостаточного учета особенностей отдельных видов товаров, работ, услуг.

“В целом необходимо отметить, что большинство экспертов в сфере закупок отмечают наличие множества проблем в законодательстве о контрактной системе. Участники закупок видят в бюрократизации процесса закупок широкие возможности для злоупотреблений. Со стороны заказчиков и членов комиссий нередко выражается обеспокоенность наличием неоднозначно трактуемых норм, за нарушение которых возможно наложение штрафов, сопоставимых с заработной платой.

Количество судебных актов в сфере закупок ежегодно увеличивается:

2016 год – более 35 тысяч;

2017 год – более 37 тысяч;

2018 год – более 49 тысяч.

В то же время предсказуемость судебной практики, определенность толкования законодательства должны были бы, напротив, уменьшать количество судебных дел,

делается акцент в документе.

Установление приоритета неценовых критериев является коррупциогенным фактором, поэтому необходимо широкое общественное обсуждение перечня таких случаев, которое позволит учесть объективные причины имеющихся замечаний,

таким выводом заканчивается глава посвященная госзакупкам.

Антимонопольное законодательство

В разделе доклада, посвященном антимонопольному законодательству, описываются основные нововведения четвертого антимонопольного пакета и отмечается отсутствие четкой процедуры признания вины с целью участия в программе освобождения и смягчения административной ответственности за картели и иные соглашения.

Так, Ассоциация антимонопольных экспертов фиксирует случаи отказа в освобождении от ответственности ввиду того, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган уже располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении.

Сообщается, что ФАС России разработала проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“» в части закрепления порядка рассмотрения антимонопольным органом сообщения хозяйствующего субъекта о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения или освобождения от ответственности. В связи с этим в докладе подчеркнуто, что работа по корректировке законодательства в сфере развития конкуренции продолжается, поэтому оценка влияния четвертого антимонопольного пакета на развитие российской экономики является преждевременной.

Также приводится информация о пакете антикартельных законопроектов ФАС России и о пятом антимонопольном пакете.

С точки зрения авторов доклада, необходимо продолжить системную работу по созданию эффективных механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, основанную на всестороннем анализе законодательства и результатах мониторинга правоприменительной практики. Они указывают, что это позволит избежать регулярного внесения значительных изменений в нормативные правовые акты в сфере защиты конкуренции.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...