Госзаказчикам следует быть готовыми к проведению аудита их закупочной деятельности после завершения периода, связанного с проведением специальной военной операции (СВО), заявил директор Института госзакупок Андрей Храмкин в ходе форума “Госзаказ 2023”.
“Сейчас ситуация непростая и, однозначно, по результатам нынешнего периода, в рамках которого в госзакупках были расширены основания для заключения контрактов с едпоставщиками (единственными поставщиками – прим), как показывает предыдущий опыт, в дальнейшем, когда ситуация завершится, однозначно будет аудит, – считает Храмкин.
Был период проведения Олимпиады, проведения Чемпионата мира по футболу, во время которых вводились различные послабления в сфере закупок, а по их завершению проводился аудит”.
При этом он подчеркнул, что аудит не катастрофа, но к нему нужно быть готовым и обращать внимание на то, что сейчас происходит – обращать внимание на регламентацию в сфере закупок и на контроль.
“Надежда на то, что СВО все спишет…, как показывает опыт предыдущих периодов – аудит обычно проводят, – добавил Храмкин. – При этом стоит учитывать, что аудит более пристрастно проводится в отношении наиболее успешных и наиболее неуспешных категорий”.
В свою очередь начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Ольга Горбачева добавила, что антимонопольное ведомство – не единственный контрольный орган в сфере закупок.
“Есть еще правоохранительные органы и для них едпоставщик – как красная тряпка для быка, – предупредила Горбачева. – И если у ФАС форма контроля – плановые и неплановые проверки, по результатам которых максимум может быть предъявлен штраф, то у правоохранителей – это сразу уголовная статья. А по ним срок давности намного больше, чем один год, который имеется в распоряжении ФАС”.
При этом Горбачева подчеркнула, что к заказчикам, заключившим контракт с едпоставщиком, будут вопросы. Особенно, если “рядом” есть заказчик, который выбрал конкурентную процедуру.
“А вопросов будет много: почему без торгов, почему с конкретным поставщиком, почему по такой цене, – считает Горбачева. – А если поставщик еще и не исполнит госконтракт… Это все потенциальные уголовные дела”.
“При выборе едпоставщика, огромная просьба, ориентироваться на конкурентные процедуры, – добавила Горбачева. – Если есть возможность провести квазиконкурентную процедуру (по основаниям антисанкционных поправок – прим), то лучше ее провести”.
Как сообщалось, в прошлом году был принят ряд антисанкционных мер в сфере закупок, которые предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единственных поставщиков по тем или иным закупкам. По данным Минфина, по особым основаниям по решениям правительств субъектов федерации с едпоставщиками заключается только около 8% контрактов. При этом министерство отмечает, что многие регионы вообще не использовали это право.
За первые 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 млн контрактов на общую сумму в 5,1 трлн рублей против 1,4 млн контрактов на 4,5 трлн рублей годом ранее. При этом 88% контрактов (в стоимостном выражении) было заключено с едпоставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%.
ИНТЕРФАКС