Госдума приняла в I чтении законопроект о федеральном бюджете на 2021-2023 годы

Госдума приняла в I чтении законопроект о федеральном бюджете на 2021-2023 годы

Госдума приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете РФ на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Проект бюджета основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития страны. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%. Объем ВВП в 2021 году ожидается на уровне 115,53 трлн руб., в 2022 году – 124,22 трлн руб., в 2023 году – 132,82 трлн руб.

Доходы федерального бюджета в 2021 году предусмотрены в объеме 18,8 трлн руб., в 2022 году – 20,6 трлн руб., в 2023 году – 22,3 трлн руб. Расходы бюджета в 2021 году составят 21,52 трлн руб., в 2022 году – 21,88 трлн руб., в 2023 году – 23,67 трлн руб.

Таким образом, дефицит бюджета в 2021 году сложится на уровне 2,75 трлн руб., в 2022 году – 1,25 трлн руб., в 2023 году – 1,41 трлн руб.

По отношению к ВВП доходы бюджета сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году. В то же время расходы снизятся с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% в 2021 году и 17,6% в 2022 году, а в 2023 году составят 17,8% ВВП. Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 2,4% ВВП в 2021 году, 1% ВВП в 2022 году и 1,1% ВВП в 2023 году.

Основными источниками финансирования дефицита будут государственные заимствования в объеме 2,94 трлн руб. в 2021 году, 1,87 трлн руб. – в 2022 году, 2,39 трлн руб. – в 2023 году.

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1.января 2022 года установлен в объеме 18,315 трлн руб., на 1 января 2023 года – 20,52 трлн руб., на 1 января 2024 года – 22,95 трлн руб.

Верхний предел внешнего госдолга установлен на 1 января 2022 года в объеме $72,0 млрд, на 1 января 2023 года – $73,2 млрд, на 1 января 2024 года – $73,6 млрд.

Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) составит 12,45 трлн руб. (10,8% ВВП) в 2021 году, 12,49 трлн руб. (10,1% ВВП) в 2022 году и 12,64 трлн руб. (9,5% ВВП) в 2023 году.

Национальные проекты

На реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн руб., в 2022 году – 2,62 трлн руб., в 2023 году – 2,79 трлн руб.

В частности, бюджет нацпроекта “Жилье и городская среда” составит 406,7 млрд руб. в ближайшие три года. Предлагается предусмотреть 102,6 млрд руб. на нацпроект в 2021 году, 125,7 млрд руб. – в 2022 году и 178,4 млрд руб. – в 2023 году. По сравнению с федеральным бюджетом на 2020-2022 годы финансирование сократится на 5,3% в 2021 году и на 33,5% в 2022 году. В 2023 году, по сравнению с паспортом нацпроекта, финансирование снизится на 7,1%.

Финансирование нацпроекта “Культура” в 2021 году может составить 21,7 млрд руб., в 2022 году – 24,3 млрд руб., в 2023 году – 25,1 млрд руб. Таким образом, общее финансирование за три года составит 71,1 млрд руб. По сравнению с федеральным бюджетом на 2020-2022 годы финансирование нацпроекта в 2021 году увеличится на 6,8% (более чем на 1,4 млрд руб.), в 2022 году – на 4,5% (1,1 млрд руб.).

На федеральный проект “Культурная среда” предлагается направить 15,2 млрд руб. в 2021 году, 18,1 млрд руб. в 2022 году и 18,5 млрд руб. в 2023 году. Финансирование федпроекта “Творческие люди” могут сократить до 3,1 млрд руб. в 2021 году (82,6% утвержденной статьи из предыдущего трехлетнего бюджета), 2,8 млрд руб. в 2022 году (81,3%) и 3,3 млрд руб. в 2023 году. На “Цифровую культуру” предусмотрено по 3,3 млрд руб. на каждый год плана. Таким образом, в 2023 г. затраты на этот федеральный проект могут превысить планируемые ранее почти в три раза (на 193,7%).

Финансирование нацпроекта “Цифровая экономика” из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 552 млрд руб. В 2021 году средства запланированы в объеме 150,2 млрд руб., в 2022 году – 211,1 млрд руб., в 2023 году – 190,7 млрд руб. Самым затратным федеральным проектом на период 2021-2023 годов станет “Цифровое государственное управление”, на которое в общей сложности потратят 268,7 млрд руб. На “Информационную инфраструктуру” проектом бюджета заложено 126,7 млрд руб., на “Цифровые технологии” – 80,6 млрд руб.

Затраты на федеральный проект “Кадры для цифровой экономики” в 2021-2023 годах могут составить 39,2 млрд руб., на “Информационную безопасность” – 19,85 млрд руб. “Нормативное регулирование цифровой среды” обойдется бюджету в 542 млн руб. На реализацию нового федерального проекта “Искусственный интеллект” в бюджете предусмотрено 16,6 млрд руб. на 2021-2023 годы.

Госпрограммы

В проект бюджета заложено 50 госпрограмм, среди них предусмотрено выделение средств, в том числе по госпрограмме “Развитие здравоохранения” – 858 млрд руб. в 2021 году, 855,8 млрд руб. в 2022 году, 816,7 млрд руб. в 2023 году, по госпрограмме “Развитие образования” – 378,7 млрд руб. в 2021 году, 334,3 млрд руб. в 2022 году, 355,2 млрд руб. в 2023 году, по госпограмме “Социальная поддержка граждан” – 1, 987 трлн руб. в 2021 году, 2,065 трлн руб. в 2022 году и 2,211 трлн руб. в 2023 году.

По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия будет выделено 275,5 млрд руб. в 2021 году, 300 млрд руб. в 2022 году и 296,4 млрд руб. в 2023 году, по госпрограмме “Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ” – 4,4 млрд руб. в 2021 году, 6,7 млрд руб. в 2022 году и 6,5 млрд руб. в 2023 году, по госпрограмме “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя” – 76,1 млрд руб. в 2021 году, 82,3 млрд руб. в 2022 году и 150,1 млрд руб. в 2023 году. На реализацию госпрограммы “Экономическое развитие и инновационная экономика” выделят в 2021 году – 180,1 млрд руб.; в 2022 году – 171,6 млрд руб.; в 2023 году – 190,4 млрд руб.

Финансирование госпрограммы “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности” предусмотрено в следующих объемах: в 2021 году – 478,2 млрд руб., в 2022 году – 550,9 млрд руб., в 2023 году – 568 млрд руб.

Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил отказаться от такого механизма бюджетного планирования, как госпрограммы при формировании бюджета на следующую трехлетку, поскольку это “группировка расходов бюджета и ничего более”.

Межбюджетные трансферты и субсидии

Документом предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в объеме: в 2021 году – 2,849 трлн руб., в 2022 году – 2,763 трлн руб., в 2023 году – 2,881 трлн руб., в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2021-2022 годах 717,9 млрд руб. ежегодно, в 2023 году – 731,2 млрд руб. Субсидии на реализацию региональных проектов “Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)” в 2021 году – 10,1 млрд руб., в 2022 году – 6,9 млрд руб., в 2023 году – 4,8 млрд руб.

Субсидии на реализацию программы “Земский доктор” в 2021 году составят 6 млрд руб., в 2022 году – 6 млрд руб., в 2023 году – 5,9 млрд руб., субсидии на реализацию программы “Земский учитель” составят в 2021 году – 1,1 млрд руб., в 2022 году – 1,1 млрд руб., в 2023 году – 1 млрд руб.

Субсидии на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями составят 2,3 млрд руб. ежегодно в течение в 2021-2023 годов, субсидии на новое строительство или реконструкцию детских больниц (корпусов) в 2021 году составят 9,6 млрд руб., в 2022 году – 14,6 млрд руб., в 2023 году – 15,9 млрд руб.

Проектом бюджета предусматривается выделение бюджетных ассигнований на устранение последствий наводнения на территории Иркутской области – 200 млн руб. в 2021 и 2022 году, 600 млн руб. – в 2023 году; на реализацию мероприятий по восстановлению автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном кабмином, – 450 млн руб. в 2021-2023 годах; – на предоставление имущественных взносов Рф в уставный капитал государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ”, вкладов в уставные капиталы Российского экспортного центра и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства – 4,6 млрд руб. в 2022 и 2023 годах; на реализацию мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики – 666,9 млрд руб. в 2021 году, 90,9 млрд руб. в 2022 году, 140 млрд руб. в 2023 году. Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в 2021 году составит 0,1% годовых.

Правительство РФ вправе в 2021 году принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда “Российский фонд прямых инвестиций” в случае снижения объема денежных средств, составляющих его чистые активы ниже 30 млрд руб.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...