В целях формирования единообразной практики ФАС направило информационное письмо (скачать) по вопросу об осуществлении закупок недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем.
По мнению ФАС, покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, является «обходом» положений Закона о контрактной системе.
Так в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:
– размещение проектной документации;
– установление предквалификационных требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N2 99;
– требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Вместе с тем, при проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, указанные положения законодательства не применяются.
Таким образом, ФАС России квалифицирует указанные действия заказчиков по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, указанные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления квалифицируются как антиконкурентные соглашения между заказчиками и хозяйствующими субъектами, приводящие к устранению конкуренции при закупке соответствующего объекта недвижимого имущества у «своего» подрядчика.
По вопросу об осуществлении закупки готового объекта недвижимого имущества для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации.
Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) созданного объекта недвижимого имущества.
Вместе с тем, ФАС России в контрольной деятельности выявляет факты использования указанной нормы Закона о контрактной системе для ухода от проведения конкурентных способов закупки.
Так, в практике ФАС России выявляет следующие обстоятельства, свидетельствующие о намеренном «обходе» Закона о контрактной системе:
– заключение муниципального контракта до подписания соглашения о представлении субсидии муниципальному образованию;
– непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольного органа;
– заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях, по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе;
– предоставление земельного участка, строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия соответствующего решения, предусмотренного пунктом З1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ФАС России обращает внимание, что при наличии каких либо из вышеперечисленных и иных обстоятельств, устанавливаемых ФАС России при рассмотрении конкретных материалов дел, свидетельствующих о намеренном «обходе» Закона о контрактной системе, ФАС России квалифицирует указанные действия органов государственной власти как сговор заказчика и хозяйствующего субъекта, приводящего к обходу конкурентных процедур по закупке у «своего» подрядчика работ по строительству объекта недвижимости и, как следствие, устранению конкуренции на рынке строительного подряда, указано в письме от 24.10.2019 г № ИА/93181/19 за подписью руководителя Игоря Артемьева.