“Ъ” продолжает изучать предложения регуляторов рынка госзаказа по упрощению госзакупок. Довольно объемный их блок подготовила ФАС. По данным “Ъ”, он содержит и технологические идеи по расшивке узких мест действующего регулирования — как возможность обжалования произвольного расторжения контракта заказчиком (что несет потери до 30% его стоимости исполнителем) или прерывание «бесконечных» закупок — и концептуальные новшества вроде существенного расширения закупок через агрегаторы электронной торговли и запуска репутационной предквалификации участников крупных торгов.
Как стало известно “Ъ”, ФАС подготовила свои предложения по совершенствованию законодательства о закупках — они затрагивают как процедурные, так и концептуальные вопросы регулирования госзаказа. В первом блоке служба предлагает исключить избыточно сложные процедуры (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и впоследствии, вероятно, запрос котировок) и сосредоточиться на совершенствовании наиболее распространенных — электронного конкурса и аукциона, а также «малых закупок». Кроме того, предложено ввести право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком на условиях документации о торгах, что позволит избежать «бесконечного» цикла процедур в случае признания торгов несостоявшимися. Концептуальная часть, как и в предложениях казначейства (“Ъ” писал о них 20 марта), опирается на цифровизацию сектора и предполагает развитие каталога товаров, работ и услуг в качестве ключевого инструмента работы между заказчиками и участниками закупок. Предлагается коренным образом пересмотреть и экономические отношения между заказчиками и участниками закупок при проведении конкурентных процедур.
Как казначейство предлагает упростить и усилить борьбу поставщиков за госзаказ
Так, ФАС предлагает увеличить потолок начальной цены «коротких» аукционов с 3 млн до 50 млн руб., а также поднять до 500 тыс. руб. потолок «малых» закупок в агрегаторах по торговым маркам (сейчас 100–400 тыс. руб.) и как минимум до 20 млн руб.— по закупкам в агрегаторах по группе товаров без указания торговой марки. Также служба предлагает исключить заранее определенный круг участников на электронных аукционах для невозможности сговоров на торгах и упростить подачу заявок участников путем направления с их стороны только «согласия» на условия контракта без заполнения огромных и запутанных заявок. Для средних и крупных торгов ФАС предлагает реализовать репутационную предквалификацию — учитывать, причем автоматически, прежние контракты меньшей стоимости в качестве допуска к таким торгам. «Было бы правильно, чтобы размер обеспечения заявки и контракта зависел от рейтинга поставщика,— говорит замглавы ФАС Михаил Евраев.— Хорошая репутация должна быть бизнес-активом, которым поставщик будет дорожить».
Среди технических новинок, которые несложно реализовать в ЕИС, в ФАС перечисляют необходимость осуществления претензионной переписки между заказчиками и поставщиками в ЕИС, что сделает ее прозрачной для контролирующих и судебных органов. Кроме того, предлагается ввести возможность дистанционного участия при рассмотрении жалоб — сейчас ради рассмотрения крупной жалобы заказчикам и представителям компаний из Владивостока приходится лететь в Москву, говорит чиновник. Также служба предлагает ввести пошлины при признании жалобы необоснованной, это в определенной степени оградило бы заказчиков от «профессиональных жалобщиков», отмечает господин Евраев: из 64 тыс. жалоб в ФАС, рассмотренных в 2018 году, 36 тыс. признаны необоснованными. Готова ФАС вступиться и за поставщиков, которые в последние годы все чаще попадают в реестр недобросовестных из-за того, что заказчики получили возможность произвольного расторжения контракта. «При этом исполнитель автоматически теряет контракт и обеспечение по нему (до 30% от его стоимости) вне зависимости от добросовестности исполнения им контракта и вынужден полтора года отстаивать в судах свою репутацию и потерянные деньги»,— говорит замглавы ФАС. Служба предлагает предоставить поставщику право обжаловать такое решение заказчика и готова пойти на сокращение в два раза сроков рассмотрения подобных вопросов, увязав вступление в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта с результатом рассмотрения жалобы по аналогии с рассмотрением жалоб участников на торги.
«ФАС планирует выработать общую позицию по данным вопросам с Минфином и Федеральным казначейством»,— говорит господин Евраев. Отметим, что риторика ФАС в последнее время несколько изменилась: нынешние предложения ФАС демонстрируют готовность службы привести в работоспособное состояние существующую контрактную систему. “Ъ” будет следить за развитием событий.
Олег Сапожков