ФАС: Про рост цен на гречку и снижения цен на сахар, перспективы биржевой торговли продуктами

ФАС: Про рост цен на гречку и снижения цен на сахар, перспективы биржевой торговли продуктами

Начальник Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко озвучила позицию антимонопольной службы по поводу роста цен на гречку и снижения цен на сахар, рассказала о перспективах биржевой торговли продукцией АПК

Интервью опубликовано на ИА “Финмаркет”.

Мониторинг цен

В последнее время большое внимание уделяется ценам на гречневую крупу, которые растут с начала сентября. Чем, на ваш взгляд, вызван этот рост и что в этой ситуации планирует ФАС?

– Вопрос о ценах на гречку возникает с определенной цикличностью. Она объясняется объективными причинами – сезонностью производства, если мы говорим о сезонном колебании цен, и некоем годовом колебании, которое является следствием изменений объемов производства и предложения продукции.

В данном случае мы понимаем, что рост цен на гречку носит объективный характер – из-за сокращения посевных площадей. Кстати, такая ситуация характерна для многих видов продукции сельского хозяйства: когда по тем или иным причинам происходит сокращение объемов производства, естественно, это приводит к повышению цен. Рынок сельхозпродукции достаточно конкурентный, цену на нем определяют спрос и предложение.

Но антимонопольный контроль за ситуацией на рынке есть. Мы смотрим, как складываются цены в регионах, обращаем внимание на то, как формируются они в оптовом звене, в компаниях, которые занимают существенную долю на рынках. В частности, в связи с обращением Российского союза мукомольных и крупяных предприятий было проведено селекторное совещание, принято решение провести проверку как производителей гречихи, так и ее переработчиков на предмет обоснованности устанавливаемых ими цен.

О дефиците крупы говорить не приходится, она есть. Да, есть некое сокращение производства, но оно не дает повода для беспокойства, поскольку в целом урожай гречихи соответствует потребностям, к тому же от прошлых высоких урожаев остались запасы.

В оценке ситуации также надо смотреть на то, с чем сравниваем нынешний рост. С низкой ценой, которая сложилась в прошлые годы из-за роста предложения этой крупы.

ФАС мониторит цены на целую группу социально значимых продуктов. И если мы выявляем, что повышение цены является следствием антиконкурентных действий, то применяем соответствующие меры антимонопольного регулирования.

Хочу отметить и то, что в этой ситуации средства массовой информации зачастую играют очень негативную роль, подогревая необоснованные ожидания, создавая ажиотажный спрос на ту или иную продукцию. Здесь надо быть достаточно аккуратными – ажиотажный спрос приводит к необоснованному росту цен.

– Есть ли сейчас у ФАС вопросы по ценообразованию на удобрения и сырье для их производства? Получает ли ведомство жалобы от аграриев или от производителей сложных удобрений или все уже отрегулировано?

– В наше управление от аграриев жалобы не поступают. Служба проводит мониторинг цен и на минудобрения, и на средства защиты растений, и каких-либо опасений пока нет.

Один из инструментов, который позволяет получить объективные цены, – биржевая торговля минеральными удобрениями. Это процесс пока в стадии становления. Торги проводятся на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

 Биржевая торговля

– Как в целом можно оценить уровень биржевой торговли продукцией АПК? Почему биржевая торговля зерном у нас дальше форвардных и своп-контрактов не идет?

– Это происходит, наверное, из-за того, что сельское хозяйство – достаточно консервативная отрасль. Нужно время, успешный опыт, чтобы бизнес поверил и пошел на биржу. Сколько усилий, к примеру, было приложено к тому, чтобы биржевые торги нефтепродуктами стали ликвидными. Процесс был достаточно сложным.

Мы не можем сельхозпроизводителя или трейдера обязать выйти на биржу. Это решение носит исключительно добровольный характер. Поэтому здесь важны те меры, которые предпринимает государство для того, чтобы стимулировать биржевую торговлю.

– Судя по ситуации – их не хватает?

– Да, не хватает. В связи с этим на уровне правительства утверждена дорожная карта по системному развитию биржевой торговли. Приказами ФАС утверждены отраслевые дорожные карты в этой сфере. Безусловно, мы должны принимать стимулирующие механизмы.

С нашей точки зрения, для сельхозпродукции это, в первую очередь, увязка предоставления субсидий с реализацией продукции на бирже. Это не значит, что только те, кто реализует продукцию на бирже, получат господдержку. Мы не за это. Но то, что компания выходит на биржу, может учитываться при определении условий и объемов субсидирования.

Нужны также изменения в налоговое законодательство, делающие заключение экспортных контрактов на бирже более привлекательными. Ну, и сами биржи, наверное, должны предоставлять аграриям более привлекательные инструменты.

Однако торговля наличным товаром – это не самоцель. Это один из шагов к развитию фьючерсной торговли, позволяющей сельхозпроизводителям хеджировать свои ценовые риски.

– Кроме зерна, сахара, сои, минудобрений, какая продукция, на ваш взгляд, имеет перспективу для биржевых торгов?

– Прежде всего, это подсолнечник и другие технические культуры, сухое молоко. Сейчас начата работа по развитию биржевой торговли мясом.

В общем, речь можно вести о любых сельскохозяйственных товарах, которые могут быть стандартизированы.

– Выступая недавно в Совете Федерации, где обсуждалась ситуация на рынке сахара, вы сказали, что в службе эту ситуацию оценивают как экстраординарную. Ранее ФАС заявляла, что допускает банкротство некоторых сахарных заводов из-за резко упавших цен на сахар. Только ли увеличение экспорта позволит изменить эту ситуацию? Обсуждается ли возможность закупочных интервенций на рынке сахара?

– Да, ситуация на рынке сахара, действительно, экстраординарная, поэтому предлагаются и экстраординарные меры по выходу из нее.

Падение цен в некоторой степени выгодно потребителям. Но в перспективе, действительно, оно может привести к банкротству некоторых сахарных заводов, прежде всего, тех, которые не входят в вертикально интегрированные агрохолдинги. А это – путь к возникновению на рынке доминирующих компаний, которые будут диктовать и цены.

В этих условиях поставки сахара на экспорт могут стать решением проблемы, поддержать оптимальные цены и не допустить ухудшения состояния конкуренции.

В соответствии с поручением правительства мы подготовили проект постановления, который допускает заключение соглашений между участниками рынка, предметом этих соглашений является экспорт сахара. Необходимость этого связана с тем, что особенности внутреннего производства, ценовая ситуация на внешних рынках и требования стран-импортеров не позволяют компаниям сформировать экспортные партии в одиночку, без взаимодействия с другими участниками рынка.

Что же касается механизма закупочных интервенций, то он обсуждается давно. Мы были инициаторами этой идеи. Но пока на уровне правительства принято решение о том, что проводить их нецелесообразно.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...