На официальном сайте размещен проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».
Основанием для разработки проекта акта стал план-график мероприятий по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 19.12.2018 № 10564п-П7
Предлагаемые ФАС России изменения предусматривают в том числе:
– исключить физических лиц из понятия «заявитель», используемое в Федеральном законе «О государственном оборонном заказе».
– расширить круг лиц, добавив физических лиц, у которых контролирующий орган вправе запрашивать сведения (пояснения) связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении и материалах.
Так ведомством предлагается пункт 1 части 1 статьи 15.15 изложить в следующей редакции:
«заявитель – государственный заказчик, головной исполнитель, исполнитель, интересы которых могут быть затронуты в связи с рассмотрением дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа, правоохранительные органы, федеральные органы исполнительной власти, направившие материалы в контролирующий орган».
Вместе с тем, согласно статье 15.11 Закона, основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства могут быть в том числе заявления физических лиц.
В действующей редакции Закона «заявитель» – лицо, подавшее заявление или направившее материалы в контролирующий орган.
Редакцией направлен запрос в ФАС с просьбой пояснить чем вызвана необходимость исключения физических лиц из понятия «заявитель»? Комментарий ФАС :
Предложения подготовлены по результатам правоприменительной практики.
Как пояснили редакции эксперты, в случае принятия законопроекта физические лица подавшие заявления смогут участвовать в заседаниях, если им разрешат, но уже в статусе – заинтересованные лица.
Граждане могут подать заявление, но для участия в деле должны будут доказать, что их права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела.
Это не первый случай, когда ФАС не хочет обнародовать информацию связанную с гособоронзаказом, пояснили эксперты.
Так, согласно Положению об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов: в обязательном порядке обнародованию в средствах массовой информации, размещению на официальном сайте, подлежит открытая для доступа информация о возбуждении дел, принятых решениях, постановлениям о наложении штрафов в сфере гособоронзаказа.
На официальном сайте ФАС и в СМИ требуемая информация не обнародуется. Это, в свою очередь, создает препятствия для реализации права получать достоверную информацию о деятельности госорганов, гарантированного в т. ч. Конституцией РФ.
Ранее на поданный в ведомство запрос, редакцией был получен ответ, что
информацию не размещают в соответствии с решением руководителя ФАС России Артемьева И.Ю.
Вместе с тем, Верховный Суд указал, что одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из решения Верховного Суда следует, что руководитель ФАС России не обладает правом принимать решение об обнародовании или необнародовании информации по основаниям, не предусмотренным федеральным законом.