На практической конференции-семинаре «Корпоративные закупки – 2020: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ» начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов представил практику и системные проблемы применения Закона о закупках (223-ФЗ)
«Статистика за 1 полугодие 2020 года свидетельствует о снижении количества жалоб и предписаний на закупки по 223-ФЗ более чем в 2 раза, что связано с пандемией COVID-19. Закупочная деятельность приостанавливалась и существенно замедлялась», – сообщил спикер, начиная свой доклад.
В число самых распространенных нарушений положений 223-ФЗ вошло:
– установление избыточных требований к участнику закупки;
– не размещение заказчиками в ЕИС в полном объеме проектной документации;
– установление требования о предоставлении банковской гарантии только из списка банков, утвержденного заказчиком;
– установление требования о предоставлении в составе заявки документов на продукцию (паспорта качества, сертификат и т.д.);
– «заточка» технического задания под товар одного производителя, исключающая возможность поставки эквивалентных по качеству и техническим характеристикам товаров.
Необходимость развития 223-ФЗ подтверждается и предпринимателями, и множеством запросов со стороны самих госкомпаний об урегулировании различных вопросов.
«В числе системных проблем: отсутствие единых требований к участникам и составу заявок, отсутствие требований к обоснованию НМЦК, возможность заключения контракта у единственного поставщика и проведении неконкурентных закупок без ограничений, отсутствие порядка заключения (исполнения) договора и включения компаний в РНП», – отметил Артем Лобов.
ФАС России неоднократно отмечала необходимость серьезной корректировки 223-ФЗ. В этих целях был создан Экспертный совет при ФАС России по 223-ФЗ.
«Набор в состав Экспертного совета завершен. Работа с коллегами ведется в формате видеоконференцсвязи, нам удалось обсудить ряд позиций: размещение всей информации о закупках в ЕИС, единые требования к банковской гарантии и введение единого реестра выдачи банковских гарантий», – сообщил спикер.
Также в 223-ФЗ важно предусмотреть механизмы, положительно работающие в 44-ФЗ и актуальные нормы из «оптимизационного» пакета поправок в законодательство о контрактной системе: рейтинг деловой репутации предпринимателей, универсальная предквалификация на торгах, осуществление закупок по 223-ФЗ на ограниченном количестве электронных площадках, развитие закупок через электронный магазин.