ФАС России представила материал по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Презентация состоит из четырех блоков, в которых должностные лица контрольного органа отвечают на актуальные вопросы :
- I. Применение национального режима при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- II. Требования к участникам закупки
- III. Применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2604, а также иные вопросы
- IV. Применением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
I. Применение национального режима при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1.Вправе ли комиссия по осуществлению закупок признать соответствующей заявку участника закупки, указавшего номер из реестра промышленной продукции вместо требуемого номера из реестра электронной продукции?
Пунктом 3.2 Постановления № 878 установлено:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее – евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
При этом
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исключает радиоэлектронную продукцию из реестра по истечению срока действия заключения о подтверждении производства.
На сегодняшний день радиоэлектронная продукция (за исключением телекоммуникационного оборудования) включается в новый реестр по выдаваемым заключениям Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, при этом старый реестр будет ликвидирован после перехода в новый реестр всех производителей телекоммуникационного оборудования (с разъяснением МПТ можно ознакомиться через QR-код). |
2.Возможно ли включать в один лот товары включенные и не включенные в перечень, в случае неприменения запрета в соответствии с пунктом 3 Постановления № 616?
Пунктом 3 Постановления № 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления № 616 запреты не применяются в том числе при осуществлении закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
При этом возможно включать в один лот товары включенные и не включенные в перечень, установленный Постановлением № 616, если установленные пунктами 1 и 2 Постановления 616 запреты не применяются.
3.Применяются ли преимущества, установленные Приказом № 126н в случае отсутствия подтверждения страны происхождения поставляемого товара в соответствии с положениями Постановления № 878?
В случае, если закупаемый товар включен в перечень, утвержденный ПП РФ от 10.07.2019 № 878, а также сведения о нем содержатся в приложении к Приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н, заказчику необходимо установить в извещении об осуществлении закупки ограничения допуска в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 № 878 и условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
В случае, если участник закупки не предоставил в заявке информацию и документы, предусмотренные пунктом 3.1 ПП РФ от 10.07.2019 № 878, то применяется Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н, в соответствии с которым подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является исключительно декларация.
ПП РФ № 878 «не сработало», поскольку у нас нет одной российской заявки, но при этом, в соответствии с Приказом № 126н Участник № 2 получает при оценке заявок 20% преференцию
(Письмо ФАС России от 31.10.2022 № ДФ/99397/22)
4.Является ли нарушением неприменение положений Постановления № 616 при «дроблении лота» на несколько закупок?
Постановление № 616 не применяется в случае, указанном в пп. «б» п. 3, в том числе при проведении нескольких закупок. Закон № 44-ФЗ также не содержит запрета на проведение закупок подобным образом |
5.Является ли подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции информация о номере реестровой записи из реестра, срок действия которой истек на момент подачи заявки на участие в закупке, с учетом наличия такой продукции в реестре?
В соответствии с пунктом 10 Постановления № 878 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исключает радиоэлектронную продукцию из реестра по истечению срока действия заключения о подтверждении производства.
При этом в силу положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок приемка товара должна осуществляться на основании действующих реестровых записей, при этом по согласованию заказчика с поставщиком в ходе исполнения контракта допускается заключение дополнительного соглашения о поставке товара с улучшенными техническими и функциональными характеристиками в случае изменения номеров реестровых записей товара.
Все записи с истекшим сроком действия подлежат удалению и в скором времени будут удалены полностью |
II. Требования к участникам закупки
1.Какие требования необходимо устанавливать заказчикам к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ?
Заказчик обязан установить требования к участником закупки о наличии правоспособности, в случае если предметом закупки является вид деятельности к которому установлены требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, например:
Таким образом, к перечисленным выше работам/услугам необходимо устанавливать требования о подтверждении правоспособности
2.Возможно ли применение распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.12.2022 № 3731-р «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год» в качестве источника информации о специализированных продуктах питания для закупки по товарному знаку во исполнение условий статьи 33 Закона № 44-ФЗ?
Согласно подпункту г) пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки допускается указание на товарный знак в случае осуществления закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации
Срок внесения проекта акта в Правительство Российской Федерации – 30.06.2023
3.Как применяются обязательные характеристики позиций КТРУ при описании объекта закупки для которых установлены значения: «да», «неважно»?
– ЗАКАЗЧИКУ целесообразно в инструкции по заполнению заявок предусмотреть трактовку показателя «неважно»;
– УЧАСТНИКИ закупки указывают в заявке показатель «неважно».
При этом при исполнении контракта приемке подлежит товар, как обладающий такой характеристикой, так и нет (если участник закупки указал «неважно»)
4.Требование о наличие у участника закупки членства в каких СРО необходимо устанавливать при осуществлении «закупки под ключ»?
5.Допускается или отклоняется заявка с указанием нескольких стран производства товара, без указания страны происхождения товара по каждой позиции описания объекта закупки?
Закон № 44-ФЗ НЕ СОДЕРЖИТ специального запрета на указание в составе заявки нескольких стран происхождения товара. Вместе с тем это не должно противоречить требованиям нормативных правовых актов, принятых в реализацию статьи 14 Закона № 44-ФЗ |
Страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ |
6.Должна ли содержать заявка участника информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, в форме электронных документов или электронных образов бумажных документов (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 № 579), если данное требование не предусмотрено статьей 43 Закона 44-ФЗ?
С 1 июня 2023 года ведены особенности обеспечения заявок на участие в закупках для государственных нужд, ЕСЛИ УЧАСТНИКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ИНОСТРАННЫЕ ЛИЦА ИЗ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов
7.Требуется ли отклонить заявку участника закупки в случае предоставления выписки из реестра лицензий, которая не содержит усиленной квалифицированной электронной подписи лицензирующего органа либо информации из реестра лицензий, которая не содержит усиленной квалифицированной электронной подписи лицензирующего органа?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.12.2020 № 2343
«Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»
Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, ПОДПИСЫВАЕТСЯ УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ЛИЦЕНЗИРУЮЩЕГО ОРГАНА ЛИБО в случае ведения реестра лицензий в государственной информационной системе ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ УКАЗАННОЙ СИСТЕМЫ.
8.Обязана ли комиссия по осуществлению закупок отклонить заявку участника, который не подтвердил соответствие единым требованиям к участникам закупки, установленным статьей 31 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей на дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)?
Комиссия заказчика обязана проверить участника закупки на соответствие требованиям к участникам закупок, установленным Законом № 44-ФЗ на момент рассмотрения заявок.
III. Применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2604, а также иные вопросы
1.Входит ли в обязанности комиссии по закупкам проверять документы участников, отправленные на почту?
Обязана ли комиссия рассматривать документы, предоставленные участником по дополнительным требованиям, если оператор пропустил с нарушением правил о дополнительных требованиях?
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом “н” пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной плошадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной плошадке; 11. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке. установленной в извешении об осуществлении закупки: 1) члены комиссии по осуществлению закупок: а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке; |
Комиссия по осуществлению закупок оценивают исключительно документы и сведения, приложенные участником закупки в составе заявки. При этом комиссия по осуществлению закупок обязана рассмотреть документы, представленные участником закупки, даже в случае если ОЭП неправомерно аккредитовал участника |
2.Можно ли в контракте предусмотреть приемку и оплату части выполненных работ в рамках отдельного этапа контракта?
Отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом № 44-ФЗ документа о приемке) И оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона 44-ФЗ).
- В случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан указать срок исполнения И цену отдельных этапов исполнения контракта.
При установлении заказчиком отдельных этапов исполнения контракта при осуществлении закупки с неизвестным объемом (ч. 24 ст. 22 Закона 44-ФЗ), заказчик в извещении и проекте контракта вправе указать срок исполнения и цену отдельного этапа исполнения контракта с указанием на событие (заявка заказчика).
3.Частью 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что обеспечение устанавливается в размере от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Включает ли формулировка «до 30%» 30 процентов или предусматривается максимальное возможное значение обеспечения в размере 29,99%?
До 30 % (включительно)
6. В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 – 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
4.Будет ли являться нарушением способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществление заказчиками закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ у Государственных унитарных предприятий Донецкой Народной Республики товаров (работ, услуг), относящихся к сферам деятельности естественных монополий (услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии), при условии, что указанные предприятия не включены в перечень субъектов естественных монополий?
Заказчик вправе заключить контракт на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, если ГУП оказывает услуги в сфере деятельности субъектов естественных монополий (Закон 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
5.Является ли требование, установленное подпунктом «в» пункта 32 раздела 6 Постановления № 2604, к показателю опыта выполнения работ исчерпывающим условием, при котором сопоставимым опытом может быть только те работы и только тот объект капитального строительства, которые указаны в ПП № 2604 либо заказчик вправе сузить данное требование до конкретного вида работ, сопоставимого с предметом контракта?
При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги критерии «расходы» и «характеристики» объекта закупки не применяются.
В рамках оценки по критерию «квалификация» применяется исключительно показатель опыт.
устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
6.Каким образом заказчик должен указывать в порядке оценки заявок на участие в закупке извещения о закупке требования пп. «г» п. 31 Постановления № 2604?
Как устанавливать оценку контрактов по строительству, реконструкции, кап. ремонту?
Выбор одного объекта (пп. «в» п. 31 ПП 2604):
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
Выбор одного или нескольких документов (пп. «г» п. 31 ПП 2604):
- контракт, предусмотренный ч.16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ;
- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ;
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ;
- договор, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культ. наследия (памятников истории и культуры) народов РФ
Для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» (п. «в» п. 24 ПП 2604) могут применяться показатели оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».
7.Может ли Исполнитель или Заказчик по договору возмездного оказания услуг, заключенного в рамках Закона о контрактной системе, в одностороннем порядке расторгнуть контракт без мотивированного основания, в соответствии с ч. 2 ст. 782 ГК РФ? Как в случае немотивированного отказа Исполнителя от исполнения контракта и направления Заказчиком обращения о включении в РНП рассматривать данное обращение контрольному органу?
Статья 782 ГК Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг
1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Статья 104 Закона 44-ФЗ
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
8.Является ли сокращением срока, предусмотренного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, и нарушением порядка расторжения контракта, размещение информации о расторжении контракта до даты его расторжения?
Непредоставление 10 дневного срока на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения, является нарушением части 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ, в связи с чем заказчик подлежит к привлечению к административной ответственности.
9.Возможна ли выдача предписания о необходимости заключения контракта с победителем закупки, не подписавшего своевременно контракт по разным причинам (поломка техники, командировка специалиста, и т.д.), в случае решения о невключения информации о таком участнике в РНП, а также в случае отсутствия нарушений в действиях заказчика?
ПП № 1078 п. 16
Не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия органом контроля предусмотренного пп. «б» п. 13 Правил решения орган контроля:
а) направляет такое решение заказчику, участнику закупки или поставщику (подрядчику, исполнителю), а также направляет заказчику предписание, предусмотренное п. 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае его выдачи.
- Предписание выдается исключительно в случае выявления нарушений (в действиях субъектов контроля) законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
10.Применяются ли положения Постановления № 2571 при проведении закупок у единственного поставщика (ч. 12 ст. 93)?
НЕТ
Поскольку положения Постановления № 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
IV. Применением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
1.Вправе ли орган исполнительной власти субъекта РФ, наделенный правом осуществления контроля в сфере закупок осуществлять проверку тех же действий комиссии, которым решением УФАС субъекта РФ уже дана правовая оценка и рассматривать дело об административном правонарушении тех же действий комиссии на основании постановления прокурора муниципального образования о возбуждении дела об административном правонарушении тех же действий конкурсной комиссии?
1) В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое принято по результатам проведения проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения проверки одной и той же закупки (часть 18 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).
При этом запрета на проведение органом исполнительной власти субъекта проверок действий комиссии заказчика, которые ранее уже проверены территориальным органом ФАС России ни Закон № 44-ФЗ ни Постановление 1576 не содержат;
2) Аналогично в КоАП не содержится запретов для контрольного органа субъекта Российской Федерации рассмотреть дело об административном правонарушении , возбужденное прокурором, по материалам проверки, проведенной органом власти субъекта, выводы которой не соответствуют выводам по проверке, проведенной территориальным органом ФАС России;
3) Полномочия должностных лиц контрольных органов субъектов РФ по рассмотрению дело об административном правонарушении определены в КоАП. В случае если постановление, вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении , содержит выводы, отличные от тех, которые содержатся в акте территориального органа ФАС России, принятом по окончании проверки, данное постановление может быть успешно обжаловано в суд.
2.Учитываются ли административные правонарушения, совершенные ранее лицом, но не в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким лицом своих должностных обязанностей при применении положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях?
Не учитываются.
В случае привлечения к административной ответственности должностного лица учитываются административные правонарушения, совершенные ранее этим лицом исключительно в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП)
3.Применяются ли положения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.66 КоАП РФ, выявленных НЕ В ХОДЕ осуществления государственного контроля (надзора) в сфере закупок?
Да, применяются.
Часть 13-3 статьи 32.2 КоАП подлежит применению при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.66, 23.83 КоАП и выявленных в ходе осуществления контроля в сфере закупок с соблюдением указанных в ней условий и ограничений.
Документ: Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок