В ФАС России состоялось совещание, в ходе которого служба ответила на вопросы субъектов РФ и муниципальных образований о правоприменительной практике в системе госзаказа и разъяснениям, подготовленным ведомством за последнее время. С начала года ФАС подготовила 10 разъяснений законодательства о контрактной системе.
Разъяснения: 1. Установление требований к составу заявки («поставляемый», «используемый» товар) 2. Вопросы применения норм Постановления Правительства №99 3. Формирование лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог 4. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с отзывом бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств 5. Формирование лота закупки на обеспечение граждан модульными фельдшерско-акушерскими и ветеринарными пунктами 6. Особенности проведения закупок в условиях пандемии COVID-19 (Постановление Правительства №443) 7. Работа операторов электронных площадок 8. Совместное разъяснение Минфина России, МЧС России, ФАС России о проведении закупок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции 9. Дистанционное рассмотрение жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в РНП 10. Разъяснения ФАС России о проведении закупок и контрольных мероприятий в связи с пандемией COVID-19
Открывая совещание, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев рассказал о ключевых поправках оптимизационного законопроекта, подготовленного Минфином России, Федеральным казначейством и ФАС России совместно с рабочей группой Госдумы. Он отметил, что поправки, ранее предлагавшиеся ведомством, полностью учтены в документе.
«Одной из ключевых задач ведомства является закрытие «белых пятен» в правоприменительной практике, для чего по всем наиболее спорным вопросам ФАС России готовит советующие разъяснения»,- указал замглавы ФАС России.
Начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов в своем докладе представил обзор правоприменительной практики ведомства и последних разъяснений, подготовленных службой.
Так, в середине марта 2020 года ФАС России уточнила, что распространение COVID-19 является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчики вправе закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика (п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ) при наличии причинно-следственной связи между предметом закупки и обстоятельством непреодолимой силы.
Также он прокомментировал возможность проведения внеплановых проверок по 44-ФЗ в условиях действия постановления Правительства №438:
«Акт Правительства направлен на снижение нагрузки на хозяйствующие субъекты, учитывая, что Закон о контактной системе предусматривает контроль деятельности органов власти и бюджетных учреждений, действие постановления не распространяется на проведение внеплановых проверок ФАС России по 44-ФЗ».
Заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Роман Семенов отметил, что согласно Постановлению Правительства №99 для подтверждения необходимого опыта участнику закупки необходимо предоставить всего 3 документа. Также ФАС России дала подробные разъяснения по определению критериев формирования лота на закупках по содержанию/ремонту автодорог. В документе приведены критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота.
Кроме того, ведомство разграничило понятия «используемый» и «поставляемый» товар на госзакупках, определив 3 критерия, при которых заказчик не вправе требовать от предпринимателей в составе заявки предоставления конкретных показателей товара.
С полным списком разъяснений, подготовленных ведомством, можно ознакомиться здесь.