ЕС заявил, что Россия взяла на себя определенные обязательства в рамках ВТО в отношении закупок государственными организациями в коммерческих целях (223-ФЗ). Эти обязательства включают недопущение дискриминации между отечественными и импортными товарами, а также между услугами российских и иностранных компаний. Тем не менее, в течение нескольких лет Россия разрабатывала меры, которые серьезно ставят компании ЕС в невыгодное положение при продаже товаров и услуг российским государственным предприятиям и другим организациям посредством коммерческих закупок, отмечает ЕС.
В 2019 году стоимость опубликованных тендеров российских государственных предприятий составила 23,5 триллиона рублей, или примерно 290 миллиардов евро, что эквивалентно примерно 20% ВВП России,
–говориться в сообщении.
ЕС оспаривает три российские меры, которые, несовместимы с законодательством ВТО, в частности с основным принципом национального режима ВТО, требующего, чтобы члены ВТО относились к иностранным и отечественным производителям недискриминационным образом.
Первая мера – Ценовые преференции, предоставляемые закупкам госкомпаниями в пользу российских товаров и услуг от российских организаций.
Это ценовое предпочтение изложено, в пункте 1 части 8 статьи 3 Закона N223, и в Постановлении Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.
На этапе оценки своих закупок госкомпании вычитают 15% (до 30% для определенных товаров) из предложенной цены на отечественные товары или услуги российских организаций. Если затем будет выбрана заявка с отечественными товарами или услугами российской организации, то впоследствии все равно будет уплачена полная цена. Это означает, что импортные товары или услуги иностранных компаний оцениваются менее благоприятно на этом этапе оценки, поскольку они не получают выгоды от этого снижения цен на 15%. Это приводит к дискриминации заявок на импортные товары или услуги, предоставляемые иностранными организациями
ЕС оспаривает эту меру в той мере, в какой она применяется к неправительственным закупкам госкомпаниями, которые не являются госучреждениями, отмечается в документе.
Вторая оспариваемая мера – Требование о получении предварительного разрешения на покупку определенных технических товаров.
Российским компаниям, которые хотят закупать определенную продукцию машиностроения за рубежом, требуется разрешение российской комиссии по импортозамещению. Это разрешение, по-видимому, выдается на произвольной основе и не требуется для приобретения отечественной машиностроительной продукции.
ЕС оспаривает эту меру как таковую, отмечается в документе.
Третья мера – Минимальная доля закупок товаров российского происхождения.
Минимальная доля составляет от 1% до 90% закупок в зависимости от конкретных продуктов, и для многих продуктов эти проценты увеличатся в 2022 году и в течение 2023 и последующих лет, причем 2021 год будет базовым годом. В настоящее время Российская Федерация применяет эти квоты примерно на 250 продуктов.
Европейский союз оспаривает эту меру как таковую, отмечается в документе.