Евросоюз принял решение инициировать спор с Россией в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) относительно “дискриминации государственными компаниями РФ иностранных поставщиков”, сообщила в понедельник пресс-служба Еврокомиссии (ЕК).
“ЕС запрашивает консультации с Россией во Всемирной торговой организации относительно некоторых российских мер, которые ограничивают или препятствуют продаже компаниями ЕС товаров и услуг российским государственным предприятиям и другим организациям посредством закупок в коммерческих целях. Эта практика, по-видимому, противоречит правилам ВТО, которые требуют, чтобы Россия не допускала дискриминации в отношении иностранных компаний в этой области”, – говорится в заявлении ЕК.
В нем отмечается, что “с 2015 года Россия постепенно расширяет свою политику импортозамещения за счет использования различных ограничений и стимулов”.
“Они направлены на замену использования иностранных товаров и услуг в контрактах на закупку определенными государственными организациями, а также юридическими лицами в инвестиционных проектах, финансируемых государством. Экономический эффект для компаний ЕС очень значителен. В 2019 году стоимость опубликованных тендеров государственных предприятий составила 23,5 трлн рублей, что составляет около 290 млрд евро и эквивалентно 21% ВВП России”, – заявляет ЕК.
Предмет спора
Еврокомиссия оспаривает “три российские меры, которые, как представляется, несовместимы с законодательством ВТО, в частности с основным принципом национального режима ВТО, требующего, чтобы члены ВТО относились к иностранным и отечественным производителям недискриминационным образом”.
Как отмечает ЕК, первая мера – это “дискриминационная оценка заявок на закупку”.
“На этапе оценки своих закупок некоторые связанные с государством организации вычитают 15% (до 30% для определенных товаров) из предложенной цены на отечественные товары или услуги российских организаций. Если затем будет выбрана заявка с отечественными товарами или услугами российской организации, то впоследствии все равно будет уплачена полная цена. Это означает, что импортные товары или услуги иностранных компаний оцениваются менее благоприятно на этом этапе оценки, поскольку они не получают выгоды от этого снижения цен на 15%. Это приводит к дискриминации в отношении заявок на импортные товары или услуги, предоставляемые иностранными организациями”, – утверждает ЕК.
Вторая оспариваемая мера – “требования к предварительным разрешениям”.
“Российским компаниям, которые хотят закупать определенную продукцию машиностроения за рубежом, требуется разрешение российской комиссии по импортозамещению. Это разрешение, по-видимому, выдается на произвольной основе и не требуется для приобретения отечественной машиностроительной продукции”, – говорится в документе.
Третья мера – “требования к национальным квотам при закупках”. Как заявила ЕК, в случае с “примерно 250 товарами, включая транспортные средства, оборудование, медицинские приборы и текстильные изделия, до 90% должны составлять отечественные товары”.
Дальнейшие шаги
“Консультации по урегулированию споров, которые запросил ЕС, являются первым шагом в процедурах урегулирования споров ВТО. Если они не приведут к удовлетворительному решению, ЕС может потребовать, чтобы ВТО создала комиссию для вынесения решения по этому вопросу”, – заключила Еврокомиссия.