На круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ эксперты обсудили, как санкции, введенные в отношении России в 2022 году, отразились на предприятиях МСП. Были затронуты вопросы закупочной деятельности в 1-м полугодии 2022 года, какие меры поддержки государство принимает для малого и среднего бизнеса, а также с какими проблемами и вызовами сталкиваются предприниматели и как их можно решить.
Руководитель отдела анализа развития предпринимательства, конкурентной среды и закупок АЦ Юлия Бойчук рассказала, что наибольшее количество иностранных компаний, покинувших российский рынок, относятся к сектору розничной торговли потребительскими товарами.
«Подавляющее количество таких компаний − крупные транснациональные корпорации, с которыми МСП раньше было трудно конкурировать, – отметила эксперт. – Теперь же высокая емкость и платежеспособность российского потребительского сектора открывает новые возможности для российских МСП по экспансии в те области рынка, на которых ранее доминировали иностранные игроки».
Юлия Бойчук добавила, что уход иностранных компаний из производственных секторов с высоким потребительским спросом, таких как автопром, химия, леспром, создает новые перспективы для расширения активности в них российских МСП.
Однако, экспансия МСП в сектора, в которых ранее доминировали крупные игроки, потребует дополнительных мер государственной поддержки, в том числе в вопросах подготовки и переподготовки кадров, улучшения материально-технического обеспечения и доступа к коммуникациям, считает эксперт.
В условиях санкционного ограничения, по ее словам, МСП предоставляются следующие механизмы господдержки: амнистия капитала, легализация параллельного импорта, антикризисные программы кредитного стимулирования, кредитные каникулы для наиболее пострадавших отраслей, продление программы компенсации расходов на систему быстрых платежей, освобождение от НДС предприятий общепита в 2022 году, установление 0% ставки НДС (до 30.06.27) для туриндустрии и гостиничного бизнеса в отношении ряда услуг. Также действует ряд регуляторных мер поддержки. Отдельные механизмы разработаны и для упрощения закупочной деятельности МСП в условиях санкций.
Участники дискуссии обсудили практику применения мер поддержки в закупочной деятельности бизнеса в текущих экономических ситуациях, эффективность госзакупок, импорт продуктов питания в условиях импортозамещения и закупочную деятельность компании в условиях пост-пандемии и санкций. Говоря о цифровых финансах в экспортно-импортной деятельности, генеральный директор АО «Группа ФЕСТ» Алексей Порошин отметил, что в последние 3 недели со стороны правительства наблюдается тенденция к облегчению трансграничных платежей. Альтернативные возможности платежей, в том числе при помощи цифровых активов, по его мнению, могут значительно упростить проведение экспортно-импортных операций. Однако, чтобы это стало возможным, необходимо разработать соответствующее налоговое законодательство и создать единого российского оператора, который будет работать с цифровыми активами.
Президент Союза молодых промышленников Андрей Суворов подробно остановился на тех трудностях, с которыми сегодня сталкиваются малые предприятия. По его словам, они все чаще отказываются от закупок инноваций из-за опасения попасть под санкции, дробят закупки из-за сложных процедур согласования, опасаются применять нововведения из-за межведомственной рассогласованности, а также испытывают сложности при закупках ИТ-оборудования.
Для решения существующих проблем и предотвращения их возникновения в будущем Андрей Суворов предложил развивать сферу применения электронного документооборота, проводить интерактивное обучение для специалистов в сфере закупок, а также упростить доступ малого бизнеса к ИТ-закупкам