Экономколлегия Верховного Суда РФ разберется с расчетом штрафов по госконтрактам

Экономколлегия Верховного Суда РФ разберется с расчетом штрафов по госконтрактам

Ни Законом о контрактной системе, ни условиями контракта не предусмотрен расчет штрафа от суммы неисполненных обязательств. В отличие от пени (неустойки), которая исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, штраф является фиксированной суммой за неисполнение обязательств в объеме, предусмотренном контрактом, определяется в виде процента от цены контракта (этапа) и может быть взыскан за каждый случай нарушения, следует из определения о передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

ГУП «Московский метрополитен» (заказчик) и ООО «ТСК «Балтспецстрой» (поставщик) заключили госконтракт на поставку черного металлопроката в объеме, установленном в техническом задании, которая должна была осуществляться в два этапа.

Цена контракта составила 21 млн рублей. Контракт вступил в силу со дня его подписания и действовал по 31.05.2019, условиями контракта предусмотрены основания для начисления пени и штрафа.

В обеспечение исполнения обязательств поставщика по контракту АКБ «Держава» ПАО выдал банковскую гарантию. ООО «ТСК «Балтспецстрой» поставлен товар на сумму 12 млн рублей.

В связи с нарушением обществом его обязательств в части сроков поставки, а также объема поставляемого товара предприятием начислены пени в размере 500  тыс рублей и штраф в сумме 1 млн рублей.

На основании поступившего требования ГУП «Московский метрополитен» гарантом произведена выплата в размере 1,5 млн рублей, после чего аналогичную сумму денежных средств истец перечислил гаранту.

Полагая, что исчисление предприятием суммы штрафа от цены контракта является необоснованным, а также имеются основания для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ и снижения размера неустойки и штрафа, истец со ссылкой на положения статьи 1102 Гражданского кодекса РФ обратился в суд за взысканием сумм неосновательного обогащения.

Удовлетворяя требования в части взыскания неосновательного обогащения в виде переплаты суммы штрафа в размере 600 тыс рублей, суды исходили из того, что начисление неустойки (штрафа) на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения его части противоречит принципу юридического равенства, создает преимущественные условия кредитору, которому причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы (поставки), которые выполнены надлежащим образом.

Выражая несогласие с выводами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций о толковании и применении норм права в части удовлетворения требований истца, ГУП «Московский метрополитен» полагает, что судами нарушены требования части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом; размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

По пункту 7.3 госконтракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно).

ГУП «Московский метрополитен» указывает, что поставщиком допущены как просрочка поставки, так и недопоставка товара в объеме, предусмотренном контрактом, и считает, что ни Законом о контрактной системе, ни условиями контракта не предусмотрен расчет штрафа от суммы неисполненных обязательств.

По мнению предприятия, в отличие от пени (неустойки), которая исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, штраф является фиксированной суммой за неисполнение обязательств в объеме, предусмотренном контрактом, определяется в виде процента от цены контракта (этапа) и может быть взыскан за каждый случай нарушения.

В жалобе ГУП «Московский метрополитен» также приводит доводы о нарушении судами единообразия судебной практики при толковании подлежащих применению по делу норм права.

Поскольку изложенные в кассационной жалобе ГУП «Московский метрополитен» доводы заслуживают внимания, жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Документ: Определение ВС РФ от 26 января 2022 года №305-ЭС21-22846 по делу №А40-100715/2020

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...