В третьем, окончательном чтении принят закон, который предполагает наделение кабмина полномочиями по утверждению требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности (стратегий развития) госкорпораций и госкомпаний.
Закон установит требования к содержанию годовых отчетов госкорпораций — Ростеха, Росатома, Роскосмоса, Росавтодора, ВЭБ.РФ, АСВ, Фонда содействия реформированию ЖКХ. Требования будет устанавливать Правительство.
Речь, в частности, идет о ключевых показателях эффективности, от которых должна зависеть оплата труда работников, а также об участии корпораций в решении социальных задач.
Кроме того, отчеты должны содержать информацию об отчуждении долей хозяйственных обществ, учредителем или участником которых является корпорация, а также обо всех крупных сделках, связанных с отчуждением или возможностью отчуждения имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет 25% и более стоимости активов.
Это должно повысить прозрачность их работы и отследить эффективность расходования бюджетных субсидий и взносов в уставные капиталы,
– считают депутаты.
Фактически это будет первый шаг по установлению государственного контроля за деятельностью госкорпораций.
В настоящее время они представляют в Правительство только ежегодную бухгалтерскую отчетность, свидетельствующую о том, что в течение финансового года корпорации не осваивают в полном объеме перечисленные им бюджетные средства, которые размещаются, как правило, на счетах в коммерческих банках. Это десятки миллиардов рублей, а проценты по депозитам зачисляются в доход корпораций.
Но бухгалтерская отчетность не позволяет оценить, насколько деятельность корпораций и госкомпаний соответствует целям создания и каков их вклад в экономику.
Иными словами, корпорации, созданные для развития страны и получающие бюджетные ассигнования, не подотчетны ни Правительству, ни парламенту, то есть ни государству, ни обществу.
Новая система отчетности должна показать объективную картину и помочь перейти от банальной констатации факта освоения или неосвоения средств к выводам о реальном вкладе корпораций в нацпроекты.