На круглом столе Аналитического центра при Правительстве РФ обсудили целесообразность введения единого типового положения о закупках. Документ может повысить эффективность процедуры, обеспечить ее прозрачность и позитивно повлиять на развитие добросовестной конкуренции, в то же время введение типового ПОЗ может привести к росту издержек организации, считают эксперты.
Открывая круглый стол, руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок АЦ Павел Тихомиров пояснил, что вопрос необходимости создания единого типового положения о закупках АЦ изучает по поручению Правительства России. Он добавил, что сейчас типовое положение может утверждаться только органами власти и распространяться на их подведомственные организации: бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия. У компаний с госучастием таких полномочий нет, но они идут по пути утверждения так называемых «отраслевых» положений с последующим присоединением их дочерних и зависимых обществ.
Эксперты АЦ провели опрос среди заказчиков и выяснили, что за типовые ПОЗ в большей степени выступают органы власти. Свою позицию они аргументируют тем, что типовое положение унифицирует закупочные процедуры и формирует единую правоприменительную практику. Противники такого подхода считают, что типовое положение не будет учитывать специфику деятельности отдельных заказчиков, что приведет к снижению гибкости закупок. В результате увеличатся административные издержки заказчика на соблюдение требований типового ПОЗ.
При этом, по словам Тихомирова, среди респондентов на типовые способы закупок в 2020 году приходится 77% по количеству и 95,5% по сумме процедур.
«Из нетиповых способов наиболее используемым является «мелкая закупка» – 17% случаев от всех неконкурентных процедур», – пояснил эксперт.
Начальник контрольного управления Правительства Новосибирской области Светлана Шарпф рассказала об опыте региона по введению типового положения о закупках. По ее словам, в 2013 году были разработаны методические рекомендации, а в конце 2017 года в тесном взаимодействии с заказчиками правительство утвердило типовое положение.
«В итоге более чем в 2 раза увеличилась доля конкурентных закупок, а количество неконкурентных сократилось»,
– отметила Шарпф.
Аналогичный путь прошла и Самарская область, добавила и.о. руководителя Главного управления организации торгов региона Мария Карелина.
«Типовое положение дает предпринимательскому сообществу одинаковые, понятные, прозрачные правила игры, но типовые положения должны учитывать специфику организации», – пояснила эксперт.
Структурированное ТПОЗ позволит унифицировать обоснование осуществления закупки у единственного поставщика и определение сроков проведения процедуры, отметил начальник Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления Москвы Степан Цуканов.
Проблема регламентирования сроков проведения закупок беспокоит и поставщиков, добавила генеральный директор ООО «Тендер Молл» Татьяна Петрова.