Уведомление о временном приостановлении исполнения контракта в связи с климатическими условиями региона, довод подрядчика о невозможности в установленные сроки выполнить работы в связи отсутствием в наличии у поставщика необходимого материала не являются теми обстоятельствами, которые дают подрядчику право приостановить выполнение работ, поскольку не являются обстоятельствами, о которых общество не могло предположить, вступая в договорные отношения с учреждением, учитывая открытость закупочных процедур и своевременное размещение заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы документации об условиях договора, характере, сроках и месте их выполнения, следует из определения Верховного Суда.
15.07.2020 учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли здания производственных мастерских и мягкой кровли здания гаража.
По результатам проведения закупки учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) 24.08.2020 заключен государственный контракт, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы, а заказчик принять работы и оплатить их в сроки и порядке, установленном контрактом.
Общество 02.09.2020 направило учреждению извещение о невозможности в установленные сроки выполнить работы в связи отсутствием в наличии у поставщика необходимого материала, учреждение письмом от 14.09.2020 № 431 сообщило, что указанные обстоятельства не являются обстоятельством непреодолимой силы.
Общество направило в адрес учреждения уведомление о временном приостановлении исполнения контракта в связи с климатическими условиями региона и предложило заказчику заключить дополнительное соглашение об изменении сроков выполнения работ.
Заказчик сообщил о необоснованности приостановления работ по приведенным в уведомлении причинам и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Кроме того, учреждением в антимонопольный орган направлены документы и информация об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По результатам рассмотрения представленных документов антимонопольным органом вынесено решение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» от 25.11.2013 № 1062, пришли к выводу о том, что решение управления соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа.
Судебные инстанции исходили из соблюдения учреждением порядка расторжения контракта, доказанности уклонения общества от исполнения контракта, указав, что принимая решение об участии в аукционе и подавая соответствующую заявку, общество как субъект предпринимательской деятельности обязано учитывать специфику заключения и исполнения государственного контракта, предусмотренную законом и соблюдать все предусмотренные для этого условия.
Суды отметили, что указанные в уведомлении общества причины приостановления работ не являются теми обстоятельствами, которые дают подрядчику право приостановить их выполнение, поскольку не являются обстоятельствами, о которых общество не могло предположить, вступая в договорные отношения с учреждением, учитывая открытость закупочных процедур и своевременное размещение заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы документации об условиях договора, характере, сроках и месте их выполнения.
Таким образом, при отсутствии доказательств выполнения работ в установленные контрактом сроки, суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что обществом не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него как от участника и победителя аукциона.
Документ: Определение ВС РФ №303-ЭС21-28290 от 28.01.2022 по делу №А24-5421/2020