На практике многие сталкиваются с ошибками в работе, которые сложно исправить самостоятельно. Цифровизация закупок закрыла лазейки, которыми могли воспользоваться заказчики, чтобы исправить свои промахи и избежать нарушений. В нашей подборке расскажем об ошибках, которые совершают ваши коллеги, и покажем, как их исправить.
Загрузить в ЕИС проект контракта для другой закупки
Следите за документами, которые подгружаете к закупке. Распределите файлы до загрузки в ЕИС по папкам и назовите их по предмету процедуры. Когда победитель определен, сформируйте и разместите в ЕИС и на ЭТП без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика для запроса котировок, и не позднее двух рабочих дней для аукциона и конкурса. Это правила статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Участник закупки подписывает КЭП проект контракта и размещает его в ЕИС вместе с обеспечением, если оно было предусмотрено (п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Поставщик не подпишет контракт, который не относится к закупке. Тут протокол разногласий не поможет в запросе котировок. Он, конечно, может написать жалобу на действия заказчика. Но УФАС ее не рассмотрит, потому что процедура завершена. Выход один – обращение в УФАС пишет заказчик. Контролеры отменяют результаты подведения процедуры. Тогда заказчик сможет направить верный проект контракта победителю, но получит штраф.
Заказчик загрузил в ЕИС проект контракта, который не относится к закупке Муниципальное учреждение закупало автомобиль. Заказчик ошибся и направил поставщику проект контракта, который не относился к закупке. Когда обнаружилась проблема, заказчик был вынужден обратиться в УФАС, чтобы отменить итоги процедуры. УФАС выдало предписание об отмене результатов закупки. Заказчик получил штраф (решение Ставропольского УФАС от 29.02.2024 по делу № 026/10/99-452/2024).
Формировать проект контракта с избыточными требованиями
Заключайте контракт на условиях, которые были предусмотрены извещением о закупке и заявкой победителя. Об этом говорит часть 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Также требования не должны нарушать действующее законодательство. Даже если нарушения не обнаружились на стадии размещения извещения, контролеры найдут их в контракте. Вряд ли победитель безропотно подпишет контракт на неприемлемых условиях. Контролеры жалобу не примут, но внеплановую проверку проведут. Теперь УФАС проверяет закупку, даже если жалобу отозвали. Заказчика накажут за нарушение правил описания объекта закупки и извещения, а также обяжут внести изменения в контракт.
Заказчик одновременно требовал сохранить конфиденциальность и направить видео на чужую электронку Участник подал жалобу, когда прием заявок закончился. Но УФАС провело внеплановую проверку и обнаружило нарушения в действиях заказчика. Одним из условий контракта была обязанность исполнителя предоставить копии видеозаписей отлова животных. Копии видеозаписей должны быть отправлены в адрес администрации района на электронную почту. Но в контракте было и обязательство сторон сохранять конфиденциальность информации. УФАС выяснило, что электронная почта из контракта принадлежит отделу совсем другого муниципалитета. Заказчик получил штраф и предписание об изменении условий контракта (решение УФАС по Саратовской области от 15.03.2024 № 064/06/34-326/2024).
Установить в извещении требования из неактуальной редакции Закона № 44-ФЗ
Устанавливайте в извещении единые требования к участникам. Они изложены в части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Заказчик обязан размещать требования к участникам в актуальной редакции закона. Разместите требования в старой редакции Закона № 44-ФЗ, получите предписание.
Заказчик указал в извещении требования, которые отменили Заказчик установил в извещении требования о предоставлении документов, которые не предусмотрены законодательством. Закупку обжаловали. Контролеры провели проверку и выдали предписание об отмене результатов аукциона. Заказчика обязали исправить извещение и заново провести закупку. Заказчик нарушил часть 3 статьи 43 Закона № 44-ФЗ (решение Ленинградского УФАС от 15.03.2024 № 047/10/99-550/2024).
Указать в проекте контракта неверную ссылку на его пункт
Комментарий эксперта Административное правонарушение можно совершить умышленно и по неосторожности Контролеры не прощают промахов заказчиков, даже если нарушение было ненамеренным. В Административном кодексе есть понятие правонарушения, которое совершено умышленно или по неосторожности. Должностное лицо действовало умышленно, если предвидело вредные последствия и желало их наступления. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но безосновательно рассчитывало на их предотвращение. Александр Великанов, эксперт ФАС
Указывайте в проекте контракта ссылки на другие его пункты. Проверяйте их перед тем, как прикрепить его к извещению. Контролеры найдут несоответствие положений и обяжут внести изменения в проект контракта.
К примеру, когда готовите документы для закупки, в проект контракта включите правила расчета пеней. Если в контракте предусмотрели этапы, пропишите расчет пеней от стоимости этапа (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Пени для заказчика в правилах из постановления Правительства от 30.08.2017 № 1042 не предусмотрены, однако включать их в проект контракта необходимо. Об этом говорит часть 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик ошибочно указал пункт контракта, где не было правил расчета пеней Участник обжаловал положения извещения, указав, что в проекте контракта нет информации и условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения обязательств. Контролеры изучили контракт и нашли несоответствия. Так, пункт, на который была отсылка, не содержал разъяснений об условиях начисления пени. Заказчик подтвердил, что допустил опечатку, когда указывал пункт проекта контракта. Заказчика обязали изменить проект контракта и направить его победителю повторно. Заказчик нарушил пункт 5 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ (решение инспекции Ленинградского УФАС от 15.03.2024 № 047/10/99-548/2024).