Специалисты представляют восемь дел, освещая недавние решения УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поддержал решение Ханты-Мансийского УФАС России о нарушении ООО «Сургутские городские электрические сети» при проведении закупок у единственного поставщика.
УФАС возбудило в отношении компании антимонопольное дело. Установлено, что в положении о закупках содержатся основания для проведения закупок у едпоставщика вне зависимости от наличия конкурентного рынка. Это создает возможность привлечь исполнителя без проведения торгов и приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции, а также не позволяет говорить об эффективном расходовании денежных средств (нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
УФАС предписало компании внести изменение в положение о закупках в целях недопущения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Проанализировав положение о закупках, суды пришли к выводу, что большая часть определенных в нем случаев закупки у едпоставщика не имеет разумных и объективных причин, объясняющих неприменение заказчиком конкурентных процедур, что противоречит принципам закупочной деятельности.
Компания выполнила предписание в полном объеме.
Арбитражный суд Курганской области признал недействительным проведенный Администрацией города Щучье аукцион по продаже земельного участка.
Глава администрации принял распоряжение о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка. На участие в нем поступила одна заявка. Комиссия администрации признала аукцион несостоявшимся и заключила договор купли-продажи участка с единственным участником аукциона по начальной цене.
В Курганское УФАС России поступили материалы Прокуратуры Щучанского района по обращению гражданина о неразмещении администрацией информации о продаже участка на официальном сайте torgi.gov.ru.
УФАС установило, что в нарушение положений Земельного кодекса РФ администрация не размещала извещение об аукционе по продаже участка на torgi.gov.ru. Это нарушает порядок проведения торгов и требования антимонопольного законодательства.
Потенциальные участники были лишены возможности ознакомиться с извещением, что, по мнению УФАС, могло ограничить конкуренцию. Кроме того, потенциальные участники закупки не смогли снизить/повысить цену контракта до экономически обоснованной.
УФАС признало Администрацию города Щучье нарушившей ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
УФАС обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском об отмене проведенного аукциона и признании недействительным заключенного договора купли-продажи участка.
Красноярское УФАС России рассмотрело жалобу хозсубъекта на действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях Ачинской и Назаровской технологических зон Красноярского края. В результате выявлены признаки ограничения конкуренции при проведении торгов на оказание услуг по транспортированию отходов.
УФАС установило, что в 2022 г. при закупках на оказание услуг по транспортированию ТКО регоператор заключил антиконкурентное соглашение с одним из участников торгов, с которым в последующем подписал договоры на сумму более 3,9 млрд руб. Это в целом могло повлиять и на рост тарифа на услуги по обращению с ТКО.
По результатам проведенной проверки в отношении регоператора и транспортировщика отходов возбуждено дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Арбитражный суд Поволжского округа отказал ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в отмене решения Пензенского УФАС России, которое установило в ее действиях нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в связи с включением в документацию о закупке требования к участникам о предоставлении образцов продукции на этапе подачи заявок.
Речь идет о размещении горэлектросетью извещения о проведении электронного запроса предложений, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Такие действия компании привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Суды трех инстанций согласились, что это требование ставит участников закупки в неравное положение.
Красноярское УФАС России пресекло нарушение антимонопольного законодательства в действиях одного из лесничеств Красноярского края, которое провело более 50% закупок у одного поставщика.
Лесничество установило в положении о закупке годовой объем закупок у единственного поставщика в размере до 80% от всей суммы расходов. Это позволяло ему использовать такой способ закупки для удовлетворения практически всех потребностей без проведения публичных процедур. Это привело к необоснованному ограничению конкуренции на различных товарных рынках, так как ограничило иным хозсубъектам возможность принять участие в закупках.
Решением УФАС лесничество признано нарушившим ч. 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание, по которому учреждению надлежит внести изменения в положение о закупках, установив годовой объем закупок у едпоставщика не более 50% совокупного годового объема закупок заказчика, с установлением общей предельной суммы закупок.
УФАС рассматривает несколько аналогичных дел в отношении иных хозсубъектов, не установивших ограничение годового объема закупок у едпоставщика либо установивших его без учета достижения баланса между объемом конкурентных и неконкурентных закупок.
ФАС России возбудила дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» и транспортировщиков таких отходов ООО «ТрансРесурс», ООО «Трансэко», ООО «Транском», ООО «Дакант» и АО «Чистый город».
Ведомство подозревает компании в заключении антиконкурентного соглашения с целью ограничить число потенциальных участников торгов и создать транспортировщикам ТКО преимущественные условия. Торги на оказание услуг по транспортированию отходов проводились в Самарской области в 2019–2021 гг.
Кроме того, ведомство усматривает в действиях транспортировщиков ТКО признаки сговора с целью поддержания цен на торгах (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Действия компаний привели к заключению большинства контрактов с минимальным снижением цены. Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов составила более 31,2 млрд руб.
Приморское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции против МКУ «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» и ООО Группа компаний «Альянс» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству четырех домов во Владивостоке.
Основанием для возбуждения дел послужила информация, полученная от Прокуратуры Приморского края.
В ходе проверки УФАС выявило в действиях организаций признаки заключения и реализации антиконкурентного соглашения. По мнению ведомства, казенное учреждение объединило в один лот четыре самостоятельных многоквартирных дома с целью ограничения количества участников закупки и обеспечения победы «Альянса» в конкурентной процедуре. Начальная (максимальная) цена контракта составила более 1,28 млрд руб.
Кроме того, сметная стоимость строительства в 2021 г. была увеличена до суммы свыше 2 млрд, а в 2022 г. – до суммы более 2,1 млрд руб. Увеличение стоимости предполагаемых работ более чем на 59% после заключения контракта может свидетельствовать о невозможности выполнить предполагаемые работы по цене, установленной в изначальной аукционной документации.
УФАС пришло к выводу, что действия МКУ и «Альянса» по занижению стоимости работ, а также необоснованному объединению четырех объектов строительства в один лот привели к ограничению конкуренции и созданию преимуществ участнику закупки.
Воронежское УФАС России возбудило дело в отношении АО «Экотехнологии» по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Компания злоупотребила своим правом на самостоятельное установление в положении о закупках случаев осуществления закупки неконкурентным способом.
«Экотехнологии» – региональный оператор по обращению с ТКО, в связи с чем компания обязана вести закупки по Закону № 223-ФЗ. Закон предполагает утверждение положения о закупке, где описывается порядок проведения торгов и устанавливается исчерпывающий перечень случаев проведения закупок у едпоставщика.
При этом в таких случаях заказчик должен обосновать, что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Однако «Экотехнологии» утвердили такое положение о закупке, которое позволяет закупать товары у едпоставщика без проведения торгов. УФАС установило, что с 2020 по 2022 г. компания осуществила все закупки исключительно у едпоставщика без конкурентных торгов.
Это приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Журнал «Конкуренция и право»