На электронной площадке АСТ ГОЗ общественный контроль госзакупок не осуществляется, заявил на прошедшей во второй раз «Прямой линии с ФАС России. Госзакупки» замруководителя ФАС России Михаил Евраев.
Редакции стали поступать сигналы, что отсутствие, в том числе общественного контроля госзакупок на этой площадке приводит к сговору и коррупционным проявлениям. Решив посмотреть, работает ли связь с регулятором, задали вопрос:
«Как технически возможно осуществлять общественный контроль (ст.102) закупок в рамках гособоронзаказа ? АСТ ГОЗ – закрытая площадка ! в рамках ГОЗа закупается не только вооружение, НО и продукты питания, вещи и т.д. Как узнать стоимость по которой закупают тушенку или полотенце в рамках ГОЗ ? По нашей информации на АСТ ГОЗ много картельных сговоров т.к. площадка закрыта» ! ,
Михаил Евраев ответил:
«Площадка АСТ ГОЗ – специализированная электронная площадка по гособоронзаказу, общественный контроль там никак сейчас невозможно осуществлять, потому что она является закрытой»,
и продолжил,
«Если вы считаете, как участник закупок что документация содержит нарушения вы можете подать жалобу ФАС ее рассмотрит, как и все остальные жалобы. Но если вы общественная организация, которая хотела бы заниматься общественным контролем, на сегодняшний день инструмента чтобы видеть это всё в открытом доступе в интернете нет, для этого она и создавалась».
Запись трансляции на нашем сайте в блоге видео
Заметим, площадка АСТ ГОЗ создавалась в ответ на международные санкции, введенные в отношении ряда предприятий ОПК и Российских организаций в 2017 году. Руководством было принято решение «не светить» российских поставщиков. Также не секретные закупки в интересах Минобороны, ФСБ и СВР осуществлять на специализированной площадке.
Представляя в феврале 2017 года АСТ ГОЗ на пресс-конференции, посвященной началу работы площадки, заместитель Председателя Правительства Дмитрий Рогозин отметил, что запуск площадки позволит существенно повысить эффективность процесса и исключит риски недобросовестного поведения заказчиков, такие как сговор с целью завышения цен на торгах, повысит прозрачность процедур для контролирующих органов.
Все происходит ровно наоборот, –
высказали мнение общественники из Гражданского контроля государственных закупок
Сговор виден, когда видна начальная цена и цена заключенного контракта. Зачастую продукция, продаваемая заказчику через АСТ ГОЗ, может стоить дороже продаваемой в магазине.
Редакция послала запросы регуляторам, Минфин и ФАС:
Обязаны ли заказчики (Минобороны, ФСБ, СВР) размещать извещения в единой информационной системе (ЕИС) о проведении закрытой электронной процедуры при осуществлении закупок в рамках гособоронзаказа и в каких случаях они это делают ?
Из ответа ФАС, следует, что извещение о проведении закрытого электронного аукциона в рамках гособоронзаказа на сайте госзакупок (ЕИС) не публикуется. Однако если в документации (госконтракте) содержится гостайна (п.2 ч.2 ст.84 Закона о контрактной системе), извещение в ЕИС должно быть опубликовано (пункт 2 Постановления от 27 ноября 2017 г. N 1428).
Вывод, который мы сделали – есть гостайна, извещение публикуй в открытом доступе. Нет гостайны – извещение не публикуй.
Такие положения, по мнению специалистов лишний раз указывают на разбалансированность действий и непонимания процессов, в том числе у должностных лиц контрольного органа, отвечающих за гособоронзаказ.
Редакция ознакомилась с функционалом площадки и выяснила, что она открыта для юрлиц, желающих принять участие в торгах.
Извещение может видеть только прошедший регистрацию, ознакомится с документацией нельзя без подписи о согласии пользователя соблюдать «пугающее» обязательство о неразглашении. При этом понять какая ответственность наступит в случае разглашения не секретной, доступной широкому кругу лиц информации о размещенной закупке, редакция так и не смогла, также на этот вопрос не смогли ответить юристы участников закупок.
Знакомый поставщик продовольствия на условиях анонимности рассказал:
«Мы решили принять участие в торгах для нужд одного из погрануправления. Подали заявку на АСТ ГОЗ. Позже нам перезвонили, как мы поняли, информацию о нас предоставил заказчик. Нам предложили не делать ставку взамен благодарности …»
И это не единичный случай, поставщики говорят «когда получается, договариваемся чтобы не опускать цену» и продолжают, «количество поставщиков для силовиков меньше – присутствует своя специфика, как правило все друг друга знают. Бывает, когда на площадку «заходят чужие», в этом случае торги на АСТ ГОЗ не предсказуемы».
От себя добавим, что начальная цена контракта зависит от того, как ее определил заказчик. Ход торгов на АСТ ГОЗ, впрочем, как и результаты аукциона может видеть только участник, подавший предложение.
В этом по мнению специалистов и содержится коррупционная составляющая, когда стороны изначально знают, что информация доступна ограниченному кругу лиц – заказчику и поставщику, в крайнем случае при проведении проверки – сотруднику контрольного органа.
Из этого редакция делает вывод что регуляторами соблюдены все условия для сговора и коррупционных проявлений на специализированной площадке АСТ ГОЗ.
Отчасти этот вывод подтверждается самим Минфином.
“При осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения поставщика установлен минимальный предельный размер, поскольку доступ к информации о таких закупках ограничен, в связи с чем при их проведении повышается риск несоблюдения субъектами контроля обязательных требований 44-ФЗ“, – отмечается в пояснительной записке к проекту постановления о согласовании с ФАС контрактов по несостоявшимся закупкам.
Напомним, в апреле прошлого года Правительство выступило против засекречивания всех закупок в рамках гособоронзаказа, как предполагает законопроект депутата Владимира Гутенева («Единая Россия»), который назвал «информационным стриптизом» нынешнюю ситуацию с оборонными закупками.
Правительство предложило доработать проект поправок в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который предполагал закрыть информацию о закупках, связанных с выполнением гособоронзаказа (ГОЗ).
Положения законопроекта, устанавливающие требования об ограничении информации в отношении всех закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа, представляются избыточными,
— указал в заключении зампредседателя Правительства К.Чуйченко (скачать).
После замечаний Правительства ко второму чтению, в Госдуме решили закрыть информацию только в отношении техники и вооружения. На высококонкурентных рынках, таких как продовольствие или вещевое имущество закрывать не секретную информацию о принятой продукции, стоимости банки тушенки или полотенца прикрываясь нацбезопасностью, может привести к неэффективным тратам бюджета, сговору и коррупции.
«О какой эффективности закупок можно говорить, когда на АСТ ГОЗ, соблюдается «преступный баланс интересов» заказчика и поставщика. Заказчику хорошо т.к. тихо и спокойно – «все свои», отчитываться за приемку товара не надо, с контроллерами может и пронесет в крайнем случае можно «договориться», а поставщиков устраивает коммерческая составляющая – высокая цена контракта»,
– считают общественники.
Как говорится, – «Деньги любят тишину».
Читайте нашу статью: Росфинмониторинг подозревает поставщика продовольствия Росгвардии в отмывании денег