Поводом для обращения в суд послужило предписание органа финконтроля с требованием о возмещении ущерба. Причем объектом контроля было не учреждение, а его контрагент – лицо, заключившее государственный контракт в качестве исполнителя.
Основанием для выводов о наличии ущерба стал ненадлежащий контроль за исполнением обязательств, а именно – недостатки в оформлении первичных учетных документов и наличие в них противоречивой информации. Одним словом – налицо все признаки отсутствия внутреннего контроля.
Проверив путевые листы и сопоставив их содержание с табелем учета рабочего времени, ревизоры установили завышение объемов оказанных услуг. Дело в том, что предметом контракта являлось оказание транспортных услуг, а именно – предоставление исполнителем автотранспортных средств за плату во временное владение и пользование, и оказание услуг по управлению ими и по их технической эксплуатации. Формулировка неоднозначная, что дало повод каждой из сторон трактовать ее в более удобном для себя варианте. Возражая ревизорам, исполнитель указывал на то, что предметом договора является аренда автомобиля с экипажем. Именно этим он объяснил отсутствие контроля за оформлением путевых листов, поскольку считал это не принципиальным, исходя из своей трактовки предмета контракта.
Однако судьи указали, что исполнитель осознанно участвовал в закупке автотранспортных услуг, а не в аренде автотранспортных средств. Сторонами достигнута договоренность относительно правовой природы отношений в рамках контракта (оказание автотранспортных услуг) и порядке оплаты по нему (почасовая оплата, а не оплата за дневную смену аренды автомобиля в объеме 12 часов). Именно поэтому определяющее значение для определения объема оказанных услуг имеет информация в путевых листах. А путевые листы, как и любой документ, должны отражать реальные сведения, которые в свою очередь позволяли бы давать достоверные данные о величине натурального измерения факта хозяйственной жизни.
Документ: Решение АС Московской области от 5 июля 2023 г. по делу № А41-22167/2023
Источник: Система ГАРАНТ