При определении является ли монопольно высокой цена товара не может быть применён метод сопоставимых рынков в случае отсутствия соответствующих товарных рынков, находящихся в состоянии конкуренции; при использовании затратного метода антимонопольным органом в обязательном порядке должен быть проведен анализ обоснованности предоставляемых ответчиком по делу о нарушении антимонопольного законодательства расчетов стоимости товара, следует из решения Апелляционной коллегии ФАС России.
Суть дела
Решением Тульского УФАС было прекращено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества по признакам установления монопольно высокой цены на услугу по согласованию проекта инженерных коммуникаций и сетей. Не согласившись с решением УФАС, Заявитель обратился с апелляционной жалобой в Апелляционную коллегию в порядке статьи 23 Закона о защите конкуренции. Заявитель отметил, что при рассмотрении дела УФАС не провело надлежащий анализ цен на аналогичные услуги и не направило запросы в соответствующие организации.
Предыстория разбирательства
При обращении в территориальное управление Заявитель указал, что стоимость услуг Общества по согласованию проекта инженерных коммуникаций и сетей завышена, тогда как стоимость аналогичных услуг других организаций в несколько раз ниже. Общество, действия которого обжаловались, является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению. В свою защиту Общество представило УФАС обоснование стоимости услуг, согласно которому в расчет калькуляции были включены:
■ заработная плата, с учетом самой заработной платы сотрудников, премии 40% и налогов, сборов от фонда оплаты труда — 30,2%;
■ общеэксплуатационные расходы;
■ рентабельность;
■ индекс-инфлятор Минэкономразвития России;
■ НДС 20%.
Общество также представило в УФАС сведения о том, что спорная цена находится в среднем ценовом диапазоне и не превышает стоимость аналогичных услуг, оказываемых аналогичными компаниями.
В связи с вышеизложенным, территориальное управление прекратило рассмотрение дела.
Результаты рассмотрения жалобы Коллегиальным органом
Апелляционная коллегия ФАС России отметила, что согласно проведенному УФАС анализу состояния конкуренции на рынке услуг по разработке и согласованию проектов инженерных коммуникаций в сфере водоснабжения доля Общества на рынке составляет 100%.
Таким образом, УФАС признало Общество занимающим доминирующее положение.
Апелляционная коллегия отметила, что Законом о защите конкуренции выделяются два метода (критерия) определения монопольно высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка).
При применении метода сопоставимых рынков необходимо учитывать, что рынок должен находиться в состоянии конкуренции. Установление наличия сопоставимого конкурентного рынка осуществляется при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства с учетом сведений, представленных лицами, участвующими в деле.
Апелляционная коллегия установила, что товарные рынки по согласованию проектов, рассмотренные в деле, не находятся в состоянии конкуренции, поскольку на каждом из них указанные услуги оказывает единственный хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Таким образом, УФАС при определении, является ли монопольно высокой цена на оказываемые Обществом услуги, не мог быть применен метод сопоставимых товарных рынков.
Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.
При этом Апелляционная коллегия также установила, что УФАС не были исследованы и в спорном решении не отражен анализ представленного Обществом обоснования расчета (калькуляции) спорной цены. Вместе с тем практика исходит из необходимости учета документального экономического обоснования установленной цены (определение ВС РФ от 18 декабря 2019 г. №307-ЭС19-23457 по делу №А44-7207/2018).
На основании вышеизложенного, Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что решение Тульского УФАС нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Документ: Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 1 апреля 2021 г. по делу №071/01/10-471/2020