Если госконтракт был заключен на поставку товаров, которые существенно подорожали в силу возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения для поставщиков, то для изменения его условий (цены, срока поставки) или расторжения необходимо осуществить следующие действия:
- Получить от заводов производителей поставляемых заказчику товаров новые отгрузочные цены, если они увеличились в ходе исполнения контрактов;
- Определить первоначальную рентабельность для поставщика на дату заключения контрактов;
- Определить стоимость затрат для доставки товара заказчику от заводов изготовителей или оптовиков, включая иные расходы (заработная плата, и др.);
- С учетом полученной информации определить на сколько увеличится цена поставляемого товара, при этом, желательно, чтобы такое увеличение было в пределах первоначальной рентабельности на дату заключения контракта;
- Направить уведомление заказчику с просьбой заключить дополнительное соглашение об увеличении цены поставляемого по контракту товара или оставшейся партии товара, если дальнейшее его исполнение будет убыточным для поставщика без такого изменения и приведет к банкротству;
Если заказчик откажется принять решение о заключении допсоглашения об увеличении цены, то направить уведомление с просьбой заключить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон.
Также, дополнительно следует обратиться в ТПП для проработки вопроса о форс-мажоре (если поставляемый товар был иностранного производства и его поставки прекращены в связи с недружественными действиями иностранных государств в отношении организаций РФ.
Если заказчик также будет против расторжения контракта по соглашению сторон, то направить ему уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на статью 451 ГК РФ и часть 65_1 статьи 112 №44-ФЗ.
Если все указанные действия будут проведены вовремя и оформлены надлежащим образом, то ФАС России и региональные УФАС не должны включить информацию о таких поставщиках в РНП при поступлении документов от заказчиков, которые не захотели расторгать госконтракты по соглашению сторон.