Аналитический центр по поручению Правительства совместно с Минэкономразвития и другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает систему мониторинга цен на продовольственные и непродовольственные товары и прогнозирования их доступности. Проект мониторинга был представлен экспертному сообществу в рамках круглого стола «Прогнозирование цен на товары и услуги 2021+».
Участники мероприятия обсудили способы оперативного анализа стоимости товаров и те факторы, которые оказывают влияние на ее изменение.
Предпосылкой к разработке проекта мониторинга стала работа по разработке комплекса мер по реагированию на ситуацию ценообразования продовольственных и непродовольственных товаров, рассказал эксперт АЦ Андрей Чукарин.
«Мы видим сильные колебания на мировых рынках, которые вызывают изменение цен на российском рынке, иногда обоснованные, иногда нет. Необходим предиктивный анализ таких ситуаций: на сколько могут влиять мировые цены на ценообразование, при этом конечно необходимо, чтобы и бизнес зарабатывал на экспорте, но и население не должно испытывать дефицита в необходимых товарах», – пояснил он.
Мировые цены на продовольствие достигли максимума за шесть лет и спровоцировали резкий рост объема экспорта на отдельные категории товаров, вызвав их дефицит на российском рынке, пояснила эксперт АЦ Светлана Головкова. В АЦ провели исследование подходов к преодолению сложившейся ситуации. Анализ показал, что прогнозировать цены на товары необходимо с учетом влияния факторов, которые формируют их стоимость, отметила Головкова. Также эксперты выявили проблемы, мешающие проведению комплексного предиктивного анализа.
«Сегодня не существует единого координационного центра, это не позволяет выстроить предиктивные цепи»,
– рассказала Головкова.
Она пояснила, что модель, с помощью которой будут прогнозироваться цены, планируется построить на основе фактических данных по ценам и отобранным факторам, которые больше всего влияют на ценообразование: от стоимости сырья до розничной цены. Результаты анализа должны помочь правительству в принятии управленческих решений.
«Понимание причин будущего изменения цены позволяет использовать более широкий диапазон мер: от краткосрочных мер поддержки производителей и населения до реализации стратегических проектов в выбранных отраслях и принципиальных изменений в нормативном регулировании отраслей. Более точное прогнозирование цен, в свою очередь, позволит лучше прогнозировать уровень инфляции, стоимость товаров и другие параметры социально-экономического развития России, влияющих на благосостояние населения», – добавила эксперт.
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев добавил, что алгоритм должен включать не только исторические данные, но и прогнозы развития ситуации как на российских, так и на мировых рынках. Это позволит предвидеть возможные риски.
«Также необходима карта всех возможных мер поддержки, которые могут применяться при возникновении рисков. И должно быть понимание, в какой ситуации какие меры применять. Мы должны создавать более выгодные условия продажи товаров отечественными производителями внутри нашей страны. Это можно делать за счет пошлин, квот и других стимулов. Сейчас мы изучаем вопрос, что самые развитые экономические системы предусматривают фиксацию цены на короткий период, в течение которого местное правительство может решить проблему с резким ростом цен», – рассказал Нижегородцев.
Участники круглого стола обсудили подходы к сбору данных для принятия оптимальных решений. В частности, речь шла об источниках данных об актуальных ценах на товары.
«Сейчас мы имеем данные по ценам только от Росстата, эти данные собираются методически качественно, они охватывают много регионов, но с точки зрения предиктивной аналитики они имеют ряд минусов», – рассказал научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Алексей Евсеев.
По его словам, данные от Росстата низкочастотные, то есть собираются раз в месяц, и «дорогие» с точки зрения сбора и обработки.
Решением этой проблемы, по мнению эксперта, могут стать онлайн-каталоги от ритейлеров, которые обновляются ежедневно.
«Мы проводили исследование на основе этих каталогов и за период с февраля 2019 года наш онлайн-индекс показал хорошую способность в предсказании тренда в инфляции. Динамика цен на продукты интернет-магазинов позволила оперативно предсказать тренд на повышение инфляции в период с начала пандемии Covid-19 в России», – отметил Евсеев.
Работа с большими данными действительно может сделать прогнозирование более оперативным, согласился Чукарин.
«Когда правительству нужны оперативные данные и решения, предложенный подход может быть эффективен. Практически онлайн мы сможем увидеть, как российская розница отреагировала на изменение мировых цен или иные факторы, и уже предпринимать действия, а не выжидать время, чтобы понять куда пошел тренд», – пояснил эксперт.
Эксперты отметили, что некоторые скачки цен невозможно предсказать ни одной математической моделью, потому что на ситуацию могут повлиять новые непредсказуемые факторы, подобные пандемии Covid-19. Поэтому в системе мониторинга и прогнозирования цен должна оставаться возможность для экспертной оценки и корректировки с учетом новых факторов, заключили участники круглого стола.
Прототип программного модуля для многофакторного мониторинга и предиктивного анализа цен на товары будет разработан осенью, завершить проект планируется в конце года, уточнили в центре.