44-ФЗ: Распространенные ошибки заказчиков в области применения запретов в рамках нацрежима

44-ФЗ: Распространенные ошибки заказчиков в области применения запретов в рамках нацрежима

Заказчики часто сталкиваются с трудностями при применении запретов на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства в соответствии с Постановлением Правительства РФ №616 от 31.12.2020 г. (далее — Постановление №616).

Эти трудности часто приводят к ошибкам при подготовке закупочной документации.

Как мы понимаем, это грозит заказчику неблагоприятными последствиями со стороны антимонопольных органов.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки заказчиков в области применения запретов в рамках национального режима в соответствии с Постановлением №616.

  1. Заказчик неверно определил код ОКПД2 для товаров/работ/услуг, которые нужно приобрести

Например, заказчик планировал приобрести бахилы медицинские нестерильные одноразовые и указал в документации код ОКПД2 —15.20.11.129 «Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки».

Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3, ч. 4 ст. 14 44-ФЗ, поскольку он выбрал неверный код ОКПД2 15.20.11.129, повлекший к установлению излишнего запрета в соответствии с Постановлением №616.

Это объясняется тем, что «бахилы медицинские нестерильные одноразовые» предусмотрены каталогом товаров, работ, услуг и обозначены кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки». Указанная позиция находится в перечне товаров, предусмотренных Постановлением №616, но запрет распространяется только на медицинские маски.

Решение Московского УФАС России от 30.04.2021 г. по делу № 077/06/106-7439/2021

  1. Заказчик правомерно не установил запрет на допуск, но при этом признал участников закупки не соответствующими требованиям ст. 14 44-ФЗ по причине того, что участниками закупки в составе заявок не были представлены сведения о наличии продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или сведения о наличии такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции

Например, заказчик приобретал бумагу для офисной техники (код позиции 17.12.14.129-00000025). Этот товар содержится в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов евразийского экономического союза), утвержденном Постановлением № 616, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд под позицией №10 (17.12 Бумага и картон).

Но при этом, если приобретается совокупность товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (278 тыс. руб.), то запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением №616 в рамках данной закупки не применяется (пп. «б» п.3 Постановления №616).

Заказчик признал заявки участников не соответствующими требованиям ст. 14 44-ФЗ, так как участниками закупки в составе вторых частей заявок не были представлены сведения о наличии продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или сведения о наличии такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции.

Новосибирское УФАС России, пришла к выводу, что аукционная комиссия заказчика сделала это неправомерно, поскольку данные требования не были установлены заказчиком в аукционной документации и не подлежали применению в соответствии с пп. «б» п.З Постановления №616.

Решение Новосибирского УФАС России от 30.11.2020 г. №054/06/69-2293/2020 

  1. Заказчик неправомерно установил запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением №616, в отношении товаров с разными ОКПД2, суммарная стоимость каждого из которых менее 1 млн руб.

Например, заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд, относящихся к разным кодам ОКПД2 (материалов лакокрасочных и аналогичных для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастики, клея, герметика и т.п.). Заказчик установил запрет на допуск иностранных товаров в рамках Постановления №616. При этом ни по одной из приведенных позиций суммарная стоимость товаров не превышает сумму, установленную в пп «б» п.3 Постановления №616 (1 млн руб.).

Антимонопольный орган признал действия заказчика неправомерными, поскольку, если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к Постановлению №616 и относящиеся к разным ОКПД2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному п. «б» п.3 Постановления №616, устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности.

Таким образом, при осуществлении закупки товаров в рамках одного кода ОКПД2 суммарной стоимостью менее 1 млн руб., запрет не распространяется в случае, если стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. руб.

Решение Новгородского УФАС России от 04.06.2021 г. №56 

  1. Заказчик в документации о закупке неправомерно одновременно установил запреты и ограничения в соответствии с Постановлением №616 и в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства…»

Предметом аукциона, который объявил заказчик, является маска хирургическая, одноразового использования Код ОКПД2: 32.50.50.190. Указанный товар входит в перечень товаров, предусмотренных Постановлением №616.

Заказчик в извещении о проведении аукциона установил запреты в соответствии с Постановлением Правительства N 616 и приказом Минфина России №126н.

Антимонопольный орган установил, что действия заказчика являются нарушением.

Согласно ч. 4 ст. 14 44-ФЗ  Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 44-ФЗ.

Таким образом, Приказ №126н в котором, указаны условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств не может быть установлен в документации об аукционе одновременно с Постановлением Правительства N 616, которым установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Решение Саратовского УФАС России от 28.05.2021 г. по делу № 064/06/14-616/2021 

  1. Заказчик приобретает в рамках одной закупки промышленные товары, включенные в перечень товаров, предусмотренных Постановлением №616, и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу) из-за неправильного определения кода ОКПД2

Например, заказчик при проведении электронного аукциона указал наименование объекта закупки: «Поставка медицинских изделий — белья одноразового».

При этом, заказчик осуществил закупку медицинских масок с другими видами товаров, в частности, приобретаются товары: маски 3-хслойные на резинках, маски 3-хслойные на завязках, простыни для стола операционного, одноразовые комплекты белья и т.п.

Вместе с тем, заказчиком при описании объекта закупки установлен код ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» для товаров «Маска 3-хслойная на завязках, нестерильно», «Маска 3-хслойная на резинках, нестерильно», который отсутствует в перечне товаров, предусмотренных Постановлением №616.

При этом маски относятся к коду 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)».

Установление заказчиком кода ОКПД2, не соответствующего описанию объекта закупки, позволило не применять требования Постановления №616, в том числе п. 12 Постановления №616, которое устанавливает, что для целей соблюдения запретов, установленных п. 1 и п. 2 Постановления №616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).

При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.

Это является нарушением п. 12 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров…».

Решение Хабаровского УФАС России от 17.05.2021 г. №49

На основании итогов проведенного анализа ошибок заказчиков, в процессе проведения закупки следует:

  • внимательно изучить условия применения запретов, установленных Постановлением Правительства №616
  • четко понимать, какой товар вы закупаете и его соответствие коду ОКПД2
  • запомнить, что при установлении запретов, не могут применяться условия допуска

Постоянное обновление знаний законодательства о закупках, а также их практическое применение позволит не допустить указанных нарушений.

Эксперт Контур.Школы по 44-ФЗ и 223-ФЗ  Середина Ю. Н.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...