ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
История создания антимонопольного органа
14 июля 1990 года был создан первый в современной России антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).
В 1997 году ГКАП России преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России).
22 сентября 1998 года, ГАК РФ преобразован путем упразднения нескольких комитетов и служб в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
В 2004 году была создана Федеральная антимонопольная служба России с функциями контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе.
ФАС России трансформировалась (эволюционировалась) и стала уполномоченным федеральным органом, которая также осуществляет регулирование за тарифообразованием, рекламой, осуществляет контроль в сфере закупок и гособоронзаказом.
Эффективность Федеральной антимонопольной службы России
За 30 лет деятельности антимонопольного органа в России, ФАС России обеспечил условия для развития конкуренции в стране и это главный итог ее работы.
Эффективность Федеральной антимонопольной службы России по конкретным результатам:
Принят базовый (материнский) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по которому ФАС России осуществляет свою деятельность, а также приняты ряд важнейших федеральных законов, например, об отмене роуминга, совершенствовании Закона о контрактной системе закупок (44-ФЗ), о закупке товаров работ и услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), о гособоронзаказе (275-ФЗ), о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках, об антимонопольном комплаенсе.
В Правительство России внесены пятый «цифровой» антимонопольный пакет, законопроект о реформировании правового регулирования естественных монополий, законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов).
Принят национальный План развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также Правительством России утвержден Стандарт развития конкуренции в регионах, которыи́ внедрен во всех субъектах России.
Возбуждены антимонопольные дела в отношении Google, Microsoft Corporation, Apple. Разоблачены картельные сговоры в сфере школьного питания, дорожного хозяйства, поставок вещевого имущества силовикам.
Основная угроза, тормозящая экономику страны, ее развитие являются картели, которые выявляются с огромным трудом, благодаря профессионализму и добросовестному отношению к работе сотрудников Управления по борьбе с картелями. Однако задумаемся для себя, достаточно ли у антимонопольного органа полномочий по выявлению картелей, которые являются латентными (скрытыми).
Рассмотрим арсенал процессуальных полномочий сотрудников Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: запросы, выемка, осмотр, доступ к помещениям, получение объяснений.
Как видим, инструментарий не предполагает в полной мере эффективно выявлять антимонопольные нарушения, связанные с картелями. Ни цифровой “кот”, ни получение по запросам сведений, не могут заменить полноценного расследования с использованием, в частности, таких инструментов как прослушивание телефонных переговоров или проведение обысков.
Антимонопольным органам зарубежных стран, таких как Германии, Франции, США, предоставлены оперативно-розыскные мероприятия и расследование преступлений, у ФАС России этот арсенал отсутствует.
Например, в 2009 году Федеральное ведомство по картелям Германии провело одновременно 19 обысков в офисах производителей колбасных изделий, руководители которых подозревались в ценовом сговоре на свою продукцию, оперативно собрав доказательства нарушения антимонопольного законодательства.
Более того, необходимо дополнить ФАС России полномочиями в сфере противодействия коррупции, которое будет осуществляться антимонопольным органом, например, при проверке обоснованности и законности закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не только с точки зрения соответствия антимонопольного и закупочного законодательства, но законодательства о противодействии коррупции, предоставляя право проверять аффилированность закупки.
На мой взгляд, как профессионального юриста, для развития конкуренции, в том числе и пресечения картелей, необходимо:
- Предоставление новых прогрессивных полномочий для Федеральной антимонопольной службы: осуществление оперативно – розыскной деятельности и производство дознания по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также проверки закупок с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на соответствие законодательства о противодействия коррупции.
- Разработка Конкурентного кодекса Российской Федерации.
Только с таким арсеналом процессуальных инструментов и совершенствованием законодательства может произойти прорыв в области пресечения картелей и другой недобросовестной конкуренции.
В настоящее время ФАС России перешла на рассмотрение дел в том числе в формате видеоконференций, что заметно экономит время и делает такого рода мероприятия удобными как для участников так и контрольного органа.
В период пандемии действия антимонопольного органа были успешно направлены на сдерживание цен на товарных рынках.
Положительно развивается институт внутриапелляционного рассмотрения ФАС России антимонопольных жалоб на решения и предписания своих региональных управлений. Совершенствуется нормативно-правовая база, направленная на развитие конкуренции в стране.
Федеральная антимонопольная служба России осуществляет работу по подготовке важнейшего для страны нормативного правового акта – Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.
В целом, мы видим развитие антимонопольного органа, его потенциал, значимость, полезность и усиление роли в развитии конкуренции.
автор Рамис Гибатдинов.
Ведение новых процессуальных инструментов в работу ФАС, предложенных автором статьи, однозначно позволит расширить функциональные полномочия ФАС, что в свою очередь должно активизировать взаимодействия ФАС с правоохранительными органами.