223-ФЗ: О закупке системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации

223-ФЗ: О закупке системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации

Заказчик в соответствии с Законом N 223-ФЗ планирует осуществить закупку на поставку и установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации. Нужно ли заказчику для размещения такой закупки делать сметную документацию?

К сожалению, мы не можем дать однозначного ответа на данный вопрос, поскольку ответ на него зависит от технической оценки необходимости приложения описанной в вопросе документации к документации о закупке. Поясним подробнее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФГражданским кодексом РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (далее – контрагент), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком контрагенту в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст. 3 данного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Отметим, что Закон N 223-ФЗ не содержит положений, которые бы обязывали заказчика в целях определения видов и объема работ по договорам подряда в любом случае включать в документацию о закупке указанную в вопросе документацию.

Во всем прочем, если иное не предусмотрено положением о закупке, заказчик при составлении проекта договора может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (смотрите также ст. 422 ГК РФ). При этом Закон N 223-ФЗ не ограничивает установленную п. 3 ст. 421 ГК РФ возможность заключить указанный в вопросе смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (в том числе элементы договоров поставки и подряда), предусмотренных законом или иными правовыми актами. Отметим, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (смотрите также п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”).

Отнесение объема работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по договору, к существенным условиям следует как из норм Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 9п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), так и из норм Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору, в частности, строительного подряда в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Равным образом по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Таким образом, объем работ или услуг по договору является его существенным условием, поскольку оно названо таковым в законе.

Кроме того, из приведенных выше п. 1 ст. 702п. 1 ст. 779 ГК РФ можно сделать вывод, что в договоре должно быть определено содержание работ, то есть составляющие предмет контракта виды работ. В отношении строительных работ это определенно следует из также приведенных выше п. 1 ст. 743п. 1 ст. 759п. 1 ст. 763 ГК РФ.

Следует обратить внимание, что из указаний гражданского и градостроительного законодательства – из п. 2 ст. 740п. 1 ст. 743ст. 758 ГК РФ, чч. 1212 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) – следует, что проектная (техническая) документация, представляющая собой материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения выполнения соответствующих работ, составляется именно для определения объемов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества). Подготовка аналогичной проектной документации для определения объема каких-либо иных работ законодательством не предусмотрена.

Соответственно, необходимость подготовки указанной в вопросе документации зависит от характера конкретных выполняемых работ, которые необходимо выполнить для установки системы оповещения, точнее, характера их воздействия на строительные конструкции объекта капитального строительства. Поэтому окончательный ответ об отнесении тех или иных конкретных работ к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства можно дать только применительно к конкретной ситуации с учетом их оценки специалистами в области строительства.

Таким образом, как и было сказано, ответ на рассматриваемый вопрос зависит от технической оценки необходимости приложения указанных документов к документации об аукционе.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...