Гражданский контроль государственных закупок

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за июнь 2024 года

Заказчики требовали от участников лишнего, дозапрашивали документы и сведения для уточнения заявок, объединяли в 1 лот работы на разных объектах и округляли ценовые предложения при применении антидемпинговых мер. Подробнее об этих ошибках в обзоре КонсультантПлюс.

Требовали лишнего

Участников строительного конкурса обязали иметь спецтехнику и персонал на этапе подачи заявок, а также подтвердить это документами.

ФАС сочла условие избыточным: участник может привлечь трудовые и материально-технические ресурсы после подведения итогов, если его признают победителем (Постановление ФАС России от 31.05.2024 по делу N 28/04/7.32.3-1385/2024).

Сходную позицию поддержал АС г. Москвы (Решение от 05.06.2024 по делу N А40-12577/24-17-97).

В другой закупке участники должны были обладать лицензией МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств пожарной безопасности.

Контролеры увидели в этом ограничение конкуренции (Решение ФАС России от 19.06.2024 по делу N 223ФЗ-197/24). По проекту договора лицензируемые работы не были основными. В таких случаях лицензию от участников не требуют.

Дозапрашивали документы и сведения для уточнения заявок

В положении и документации закрепили право заказчика направлять участникам уточняющие запросы, например если сведения в заявке были неполными.

Контролеры признали условие незаконным (Решение ФАС России от 25.06.2024 по делу N 223ФЗ-200/24). Участие в закупке зависело от воли заказчика. Право на уточняющие запросы могли применять не в равной степени ко всем участникам. Порядок и случаи таких запросов не установили.

Объединяли в 1 лот работы на разных объектах

Заказчик приобретал строительные работы на объектах в разных муниципальных районах.

ФАС решила, что предмет закупки описали неверно (Решение от 03.08.2023 по делу N 223ФЗ-301/23). В 1 лот объединили работы на разных объектах, которые не связаны между собой. Это ограничило число участников.

Суды согласились с контролерами (Решение АС г. Москвы от 18.03.2024 по делу N А40-252524/23-21-2033).

Округляли ценовые предложения при применении антидемпинговых мер

Заказчик закупал бортовую одноразовую посуду. Демпингующим участникам снижали результаты оценки по ценовым критериям. Демпинговой ценой считали 0,126 руб. за ланч-бокс и 0,098 руб. за контейнер.

Участник предложил поставить посуду за 0,13 руб. и 0,1 руб. в пределах допустимого процента снижения, но заказчик все равно уменьшил результаты его оценки. Значения демпинговых цен округлили в большую сторону.

ФАС (решение от 21.12.2023 N 223ФЗ-472/23) и АС г. Москвы не поддержали подход заказчика (решение от.06.2024 по делу N А40-54793/24-33-414):

  • для применения антидемпинговых мер участник должен был предложить товар за 0,126 и 0,098 руб., чего сделано не было;
  • ни Закон N 223-ФЗ, ни положение и документация о закупке не допускали округлять значения демпинговых цен. Заказчик поступил незаконно.
Exit mobile version