В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Правительство установило порядок ведения требований в области строительства
Утверждены правила формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы и выполнении работ в области строительства.
Постановление вступило в силу с 1 сентября 2023 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.08.2023 № 1417
https://gkgz.ru/pravitelstvo-ustanovilo-poryadok-vedeniya-trebovanij-v-oblasti-stroitelstva/
2.Изменен порядок функционирования системы казначейских платежей
Скорректированы Правила организации и функционирования системы казначейских платежей. Внесены изменения в Правила организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. приказом Федерального казначейства от 13.05.2020 №20н.
Документ: Приказ Федерального казначейства от 05.06.2023 № 11н
https://gkgz.ru/izmenen-poryadok-funktsionirovaniya-sistemy-kaznachejskih-platezhej/
3.Внесены изменения в условия допуска отдельных видов промышленных товаров и медицинских изделий иностранного производства к закупкам
Документ: Постановление Правительства РФ от 02.09.2023 № 1443
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Какие важные изменения в закупках произошли за лето
В период отпусков непросто следить за изменениями в закупках. Не пропустить их поможет наш обзор. Напомним о наиболее значимых новшествах.
https://gkgz.ru/kakie-vazhnye-izmeneniya-v-zakupkah-proizoshli-za-leto/
2.Развитием и вопросами эксплуатации ГИС “Электронный бюджет” и АИС “Финансы” займется “Гознак”
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2023 № 2373-р
3.Предложены поправки в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г № 719
Планируют ввести балльную систему оценки для мебельной и лесопромышленной продукции в целях отнесения ее к товарам отечественного производства.
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/08-23/00141197
https://gkgz.ru/predlozheny-popravki-v-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-17-07-2015-g-719/
4.Экологические требования к объекту закупки: разъяснения Минфина России
Документ: Письмо Минфина России от 26.04.2023 N 24-06-06/38438
https://gkgz.ru/ekologicheskie-trebovaniya-k-obektu-zakupki-razyasneniya-minfina-rossii/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.УФАС увидело ограничение конкуренции в слишком подробном описании объекта госзакупки
Участник пожаловался на избыточное описание объекта закупки: список параметров товара изложили на 111 страницах.
Документ: Решение Ленинградского УФАС России от 04.08.2023 по делу N 047/06/42-2192/2023
2.Допросы у нотариуса, как способ определить достоверность заявки по 223-ФЗ
Документ: Решение АС г. Москвы от 30.08.2023 по делу № А40-42554/23-121-253
https://gkgz.ru/doprosy-u-notariusa-kak-sposob-opredelit-dostovernost-zayavki-po-223-fz/
3.Суд: При рассмотрении вопроса о включении компании в РНП следует учитывать социально ориентированный характер ее деятельности и цену контракта
Необходимо оценивать, является ли включение участника закупки в РНП справедливой мерой ответственности. Такие выводы сформулировал Верховный Суд РФ.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2023 г № 305-ЭС23-10096 по делу № А40-47485/2022
4.Обзор судебной практики рассмотрения споров, возникающих при осуществлении закупок образовательными учреждениями
Подробнее смотрим👇🏻
5.Суды не признали госконтракт ничтожным, хотя уровень СРО не позволял подрядчику заключить сделку
Документ: Постановление АС Уральского округа от 28.08.2023 по делу N А47-12503/2022
6.Акт контролеров о необоснованном расходовании средств по госконтракту должен оцениваться судами наравне с другими доказательствами в споре между заказчиком и подрядчиком
Суды обязаны учитывать акт контрольного органа, где зафиксирована чрезмерная оплата по контракту, даже если исполнение по нему принято без замечаний. Об этом напомнил суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с подрядчика части уплаченных по контракту средств и штрафных санкций.
Документ: Постановление АС Московского округа от 04.09.2023 г № Ф05-20537/2023 по делу № А40-232163/2022
7.Срок годности товара отличался от условий госконтракта — суды не нашли причин расторгнуть сделку
Документ: Определение ВС РФ от 28.08.2023 N 308-ЭС23-15145 по делу № А53-17391/2022
8.Важно корректно указывать основания при применении национально режима по Закону 44-ФЗ
Из-за неверно выбранного основания отклонения заявки заказчик несет административную ответственность, а участник может понести убытки. На это обратил внимание суд.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 04.09.2023 г № Ф09-5144/2023 по делу № А60-71591/2022
9.Госзаказчик не принял гарантию победителя — суды обязали банк вернуть комиссию
Документ: Постановление АС Московского округа от 28.08.2023 по делу N А40-266990/2022
https://gkgz.ru/goszakazchik-ne-prinyal-garantiyu-pobeditelya-sudy-obyazali-bank-vernut-komissiyu/
10.Антимонопольный орган при рассмотрении жалоб по закупкам в рамках 223-ФЗ ограничен в полномочиях
Жалобы на действия заказчика могут рассматриваться только на предмет нарушений, указанных в ч.10 ст.3 Закона №223-ФЗ. Суды напомнили, что объем полномочий антимонопольного органа по оперативному вмешательству в закупки по Закону №223-ФЗ отличается от возможностей, предоставленных ему в рамках рассмотрения жалоб по Закону №44-ФЗ.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2023 г № 301-ЭС23-15925 по делу № А43-14768/2022
11.Ошибка заказчика при допуске участника к аукциону не может исключать внесение в РНП при неисполнении контракта
Факт нарушения комиссией заказчика норм Закона № 44-ФЗ, регламентирующих порядок принятия решения о допуске заявки к участию в торгах, не может быть основанием для невключения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), следует из постановления АС Дальневосточного округа.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 28.06.2023 по делу № А51-17780/2021
12.Результаты закупки отменены по предписанию антимонопольного органа, которое впоследствии признано недействительным. Кто возместит убытки победителю?
С кого победителю взыскать расходы на оформление банковской гарантии, если заказчик отменил закупку по незаконному предписанию контроллеров? (Закон №44-ФЗ). В вопросе разбирались суды.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 06.09.2023 г № Ф07-10892/2023 по делу № А56-43918/2021
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Заключен договор на благоустройство. Разделен на этапы исполнения.
Срок выполнения работ по отдельному этапу с 01.03.2023 по 01.08.2023. Подрядчик предоставил нарочно акты от 27.07.2023 и по условиям договора размещает в ЕИС акты приемки в течение 5 рабочих дней (срок размещения не нарушен, разместил 02.08.2023), далее заказчик производит приемку работ в течение 10 рабочих дней, крайний срок приемки 16.08.2023. По результатам приемки 16.08.2023 работы не приняты в связи с выявленными нарушениями. Заказчик выставил подрядчику мотивированный отказ от подписания актов приемки. Подрядчик сказал, что исправит нарушения и акт приемки будет выставлен в течение нескольких дней.
С какого момента заказчик должен начислять пени: с момента окончания срока выполнения работ по договору (01.08.2023) или с момента отказа в приемке выполненных работ и выставления мотивированного отказа?
В договоре указано, что в случае выполнения работы ненадлежащего качества подрядчик обязан безвозмездно устранить недостатки в течение 3 дней с даты заявления о них заказчиком. Когда нужно направить требование об уплате пени? Когда и по какой ставке взыскивать пени?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Если работы фактически не выполнены, период, потребовавшийся заказчику для оформления документа об отказе в приемке, не прерывает периода просрочки, за который заказчик вправе требовать уплаты пени. При таких обстоятельствах, если последним днем выполнения работ является 1 августа, пени подлежат начислению с 02.08.2023.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-nachislenii-peni/
2.Можно ли автономному учреждению, осуществляющему закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в договоры на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, по обращению с твердыми коммунальными отходами, энергоснабжения, услуг связи и др. включать условие о пролонгации или следует заключать новые договоры каждый год? В случае пролонгации, какой документ будет являться основанием для принятия обязательств в пролонгированном году?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Заказчик вправе включить в договор, заключаемый на основании Закона N 223-ФЗ, условие о пролонгации его действия при заключении либо впоследствии, в порядке подписания дополнительного соглашения о продлении действия договора на новый срок с новым объемом исполнения. Такое условие договора, реализованное на практике, фактически будет свидетельствовать о новой закупке заказчика. Требований к оформлению документа, фиксирующего осуществление новой закупки путем пролонгации договора, не установлено.
Обоснование позиции:👇🏻
3.Можно ли осуществить закупку товаров с различными кодами ОКПД 2 в рамках одного электронного аукциона по 44-ФЗ?
В настоящее время предмет контракта формируется по первым четырем одинаковым цифрам кода ОКПД 2, например 21.20. А если товары функционально и технологически связаны, например «кран шаровый, код 28.14.13.130» и «сифон для поддонов, код 22.21.29.120»? Можно ли в данном случае осуществить закупку товаров с различными кодами ОКПД 2 в рамках одного электронного аукциона?
Ответ:
Да, так как указанные товары являются технологически и функционально взаимосвязанными, то у вас существует возможность сформировать закупку на приобретение данных товаров в рамках электронного аукциона.
Обоснование:
4.Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ заключить трехсторонний договор?
Может ли бюджетное учреждение заключить трехсторонний договор подряда на выполнение ремонтных работ, в котором, помимо заказчика и исполнителя, третьей стороной является благотворительный фонд, который произведет оплату работ? Какие нюансы могут возникнуть при заключении данного договора в контексте требований Закона N 44-ФЗ?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не допускается. Если указанный в вопросе договор будет заключен в соответствии с требованиями этого закона, то обязанность оплатить исполненное по нему возникает именно у заказчика – бюджетного учреждения. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьим лицом, в том числе упомянутым в вопросе благотворителем. В случае заключения указанного договора без проведения электронных процедур, одной из его сторон принципиально может быть и благотворительный фонд. Если таким договором будет прямо предусмотрено, что обязанность по оплате работ возникает не у заказчика, а именно у благотворительного фонда, при заключении такого договора, на наш взгляд, не требуется соблюдать требования Закона N 44-ФЗ.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/mozhet-li-zakazchik-po-zakonu-n-44-fz-zaklyuchit-trehstoronnij-dogovor/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 28.08.2023 по 03.09.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию