Гражданский контроль государственных закупок

За какие ошибки в структурированной заявке заказчики отклоняли участников и какие решения принимали контролеры

Заказчикам не так-то просто решить, отклонять или нет структурированную заявку участника. Основания новые. Такой практики никогда не было. Приоритет структурированной информации, которую заказчик формирует в ЕИС, безусловен (ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ). Но в законодательстве нет приоритета информации из структурированной заявки перед приложением, которое участник закупки прикрепляет на скрепку. Поэтому ФАС рекомендует признать заявку соответствующей, если в структурированной форме участник не указал характеристики, но в приложенном файле нужные заказчику характеристики есть. Это подчеркнул Дмитрий Бомбырь, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

Смотрите в обзоре, какие решения сейчас принимают заказчики, кто обжалует такие решения и что думают по этому поводу контролеры.

Если в структурированном описании ошибаются заказчики

Допустите заявку даже, если информация о товаре есть только в приложенном файле

Самая распространенная ошибка заказчиков — не указывать в структурированном описании объекта функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ), хотя потребность в них есть. С 1 октября в ЕИС сотни извещений, где графы в структурированном описании пустые. При этом в приложенном файле заказчики подробно описали характеристики объекта закупки. Это неправильно. Контролеры говорят, что такая ошибка свойственна многопозиционным закупкам, когда заказчику нужно добавить много информации. Делать это приходится вручную и занимает много времени. Но не стоит пренебрегать требованиями законодательства. ФАС неоднократно говорила, что участники закупок становятся профессиональнее и обжалуют закупки, где есть очевидные ошибки.

Если информация в структурированной заявке не соответствует извещению

Если в структурированной заявке нет информации, которая требовалась в извещении, такую заявку можно отклонять. К такому выводу пришло Нижегородское УФАС.

Обстоятельства дела. Заказчик опубликовал извещение на проведение электронного аукциона на закупку компьютеров. НМЦК 1,9 млн руб. Один из участников не смог указать на ЭТП конкретные характеристики товара. Его заявку комиссия отклонила за непредставление информации и документов, которые указаны в извещении. Участник направил жалобу в УФАС. Поставщик утверждал, что в заявке указал номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции. А технические характеристики в заявке полностью соответствуют показателям из извещения. Но на электронной площадке участник не смог указать конкретное значение по характеристике «Разрешение экрана». То есть информация из структурированной заявки не соответствовала той, что была в приложенном файле.

Что решили контролеры. Контролеры установили, что участник действительно в структурированной форме заявки не указал конкретное значение характеристики «Разрешение экрана». При этом пять остальных участников на той же ЭТП смогли указать конкретные значения характеристики. Комиссия УФАС признала действия заказчика правомерными. Он правильно отклонил заявку за несоответствие информации, которая предусмотрена подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ.

УФАС отметило, что участник закупки вправе дополнительно предоставить сведения о наименовании страны происхождения товара, товарном знаке, а также характеристиках товара в виде отдельного файла в составе заявки. Контролеры признали жалобу необоснованной (решение Нижегородского УФАС от 03.11.2023 № 052/06/105-2546/2023).

Если участник закупки не смог указать на ЭТП верное значение показателя

Участник закупки не смог указать одно из значений показателя — заказчик отклонил заявку. Решение заказчика контролеры Приморского УФАС посчитали правильным.

Обстоятельства дела. Заказчик опубликовал извещение на проведение запроса котировок на поставку лопат. Комиссия заказчика отклонила одного участника за несоответствие информации и документов требованиям в извещении. Участник пожаловался на заказчика.

Что решили контролеры. Контролеры установили, что в извещении заказчик указал, что заявка должна содержать характеристики товара. А в инструкции по заполнению значений характеристики установил, что участник закупки указывает в заявке только одно значение. Однако участник указал две характеристики. Такую заявку надо отклонить.

Если участник не предоставил конкретные характеристики товара — отклоните заявку

Также участник сформировал предложение товара с использованием электронной площадки и приложил отдельный файл с техническим предложением. Такие характеристики размещает оператор ЭП. При этом в форме, которую заполнял участник закупки, не было возможности выбрать единственное значение показателя: «Тип покрытия полотна: порошковая покраска или битумный лак». Из-за такой технической ошибки участники не могли заполнить заявки с использованием функционала ЭТП. Это привело к тому, что заказчик отклонил заявки участников. Контролеры жалобу признали необоснованной, но заказчику и ЭТП выдали предписание устранить нарушения (решение Приморского УФАС от 02.11.2023 № 025/06/50-1576/2023).

В практике контроля встречаются ситуации, когда за ошибки в структурированном ТЗ наказывают заказчиков. Так, контролеры указывают, что заказчик обязан после 1 октября описывать характеристики объекта закупки в структурированном виде. А информация в структуре и приложенном файле должна быть одинаковая. Далее приведем примеры из свежей практики.

Если заказчик не описал объект закупки в структурированной форме

Заказчик ошибся, когда заполнял структурированную заявку. Контролеры привлекли его к административной ответственности за размещение в ЕИС или на ЭТП информации с нарушением действующего законодательства.

Обстоятельства дела. Заказчик опубликовал извещение на проведение электронного аукциона по монтажу систем пожарной и охранной сигнализации. НМЦК закупки более 4 млн руб. В аукционе приняли участие пять поставщиков. Все заявки были признаны соответствующими извещению. Но один из участников пожаловался контролерам, что заказчик не описал объект закупки в структурированном виде, а в извещении не установил требования к составу и содержанию заявки. Предмет закупки заказчик описывал по ОКПД2, потому что не нашел в КТРУ подходящей позиции. При этом характеристики объекта подтянулись по ОКПД2. Если не выбрать показатель характеристики, то система не даст возможность опубликовать извещение.

Что решили контролеры. Контролеры установили, что заказчик в ЕИС не разместил описание объекта закупки в образе бумажного документа. Также не приложил требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Контролеры признали жалобу обоснованной и привлекли заказчика к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП за размещение описания объекта закупки с нарушениями (решение Забайкальского УФАС от 26.10.2023 № 075/06/105-520/2023).

Если информация в структурированной заявке и приложенном файле разная

Заказчик сформировал извещение и информацию о показателе противоречиво. Контролеры признали такие действия неправомерными. Информация в структурированном ТЗ и приложенном файле должна быть одинаковая.

Обстоятельства дела. Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона на поставку компьютеров. НМЦК более 14 млн руб. Один из участников закупки подал жалобу, где указал, что заказчик предъявил противоречивые требования к объекту закупки.

Что решили контролеры. Контролеры установили, что в приложенном к извещению электронном документе заказчик указал, что ему требуется системный блок с характеристикой «ширина корпуса» с показателем «<400».

Одновременно в извещении в структурированной форме в ЕИС установлено, что заказчику требуется системный блок, который обладает характеристикой «ширина корпуса» с показателем «≥400». То есть информация, которая установлена в извещении о показателе при описании ширины корпуса, была сформирована противоречиво. Заказчик согласился с доводом жалобы и подтвердил, что в извещении допустил техническую опечатку, которая действительно не позволяет потенциальному участнику закупки однозначно сформировать свое предложение. Жалобу признали обоснованной. Заказчик нарушил часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 5 части 1 статьи 42, часть 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ.

В описании объекта закупки заказчик указывает функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (решение Волгоградского УФАС от 20.10.2023 № 034/06/105-1223/2023).

журнал Административная практика ФАС
Exit mobile version