Гражданский контроль государственных закупок

За что контролеры наказывают заказчиков при приемке в 2024 году. Обзор свежей практики

Электронная приемка действует уже два года, а теперь станет также обязательной для заказчиков и поставщиков, которые будут заключать контракты по статье 93 Закона № 44-ФЗ в ЕИС в рамках пилотной волны с сентября. Подготовка документов с условиями приемки до сих пор вызывает у заказчиков затруднения. Рассмотрим, за что наказывают заказчиков контролеры при приемке в 2024 году.

В проекте контракта не предусмотрели электронную приемку

Предусмотрите подписание документа о приемке в электронном виде для контрактов, которые заключаете по результатам проведения электронных открытых и закрытых процедур, а также для структурированных контрактов с едпоставщиком. Какие условия контролеры сочтут некорректными, читайте далее.

Суть дела. Заказчик объявил электронный аукцион на поставку технических средств реабилитации — кресла-коляски. В проект контракта заказчик не включил обязательное условие о порядке оформления результатов исполнения контракта через ЕИС.

Решение УФАС. Заказчик обязан включить в контракт условия о порядке и сроках приемки в части соответствия количества, комплектности и объема условиям контракта. А также прописать порядок и сроки оформления приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При исполнении контракта по результатам проведения электронных процедур поставщик в срок, который установлен в контракте, формирует и размещает в ЕИС документ о приемке (ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заказчик не установил требование об электроприемке в контракте, контролеры выявили нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и признаки правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.

В проекте контракта указано: «12.2. Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме нарочно, почтой или электронной почтой. Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано, если иное не установлено законом или контрактом. Стороны признают действительность копий документов, полученных посредством факсимильных средств связи, при условии последующего направления оригинала». Положения пункта 12.2 проекта контракта не соответствуют части 16 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Заказчику нужно внести изменения в контракт в части взаимодействия сторон при применении мер ответственности.

Документ: решение УФАС по Псковской области от 16.07.2024 № 13/44

В сроке действия контракта не учли сроки на приемку

Учтите при определении срока действия контракта сроки на приемку и оплату. Распространенным нарушением, которое выявляют контролеры при приемке, является подмена понятий «срок выполнения обязательств» и «срок действия контракта».

Суть делаВ извещении установлена дата окончания исполнения контракта: «31.08.2024». Одновременно в пункте 1.4 проекта контракта указано: «Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ — 01.08.2024, окончание срока выполнения работ — в течение 30 дней со дня начала срока выполнения работ. Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ».

Решение УФАС. Исполнение контракта включает приемку по контракту, оплату и взаимодействие заказчика с поставщиком при исполнении, изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения сторонами условий контракта (ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Срок исполнения контракта в извещении, представляет собой срок, который включает в себя помимо срока поставки срок приемки, а также срок оплаты (письмо Минфина от 12.05.2022 № 24-06-07/43394). Заказчик в извещении установил срок исполнения контракта без учета сроков на приемку и оплату. Это нарушение требований пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Ответственность предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Документ: решение Карачаево-Черкесского УФАС по делу от 05.04.2024 № 009/06/106-51/2024

Срок на приемку включили в срок выполнения работ

Не ограничивайте поставщика на полное исполнение обязательств в предложенные сроки. Контролеры считают ошибкой и нарушением прав контрагента, когда заказчик в сроках на исполнение обязательств со стороны поставщика учитывает и сроки на приемку результата закупки. Так увеличивается срок на приемку, но при этом сокращается срок на непосредственное выполнение работ.

Суть дела. Заказчик в разделе «Дата окончания исполнения контракта» установил дату: 31.12.2024: «1.3.3. Окончание выполнения работ — через 50 (пятьдесят) календарных дней с момента начала выполнения работ. Датой окончания выполнения работ считается дата подписания акта о приемке выполненных работ ответственными представителями Сторон».

Решение УФАС. Условие контракта, которое определяет, что в срок выполнения работ включена сдача результата работ подрядчиком и приемка заказчиком по акту сдачи-приемки, ничтожно, так как оно ставит в зависимость от усмотрения заказчика период ответственности исполнителя за нарушение сроков выполнения работ.

Право заказчика проводить приемку в течение установленного контрактом срока не отменяет право подрядчика выполнить работу в течение предусмотренного в контракте срока и предъявить работу к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку. В определении Верховного суда от 15.10.2019 № 305-ЭС19-12786 указано, что срок выполнения работы необходимо отличать от срока приемки, который является самостоятельным и может быть установлен в договоре подряда (п. 1 ст. 720 ГК). Соблюдение срока выполнения работы зависит от подрядчика, а срока приемки — от подрядчика и заказчика.

Согласно разъяснениям Верховного суда, приемка проводится в отношении выполненной работы, то есть после ее завершения. Приемку проводит заказчик с участием подрядчика. Толкование условий договора не может приводить к тому, что срок выполнения работ автоматически уменьшается на срок, который установлен контрактом для приемки. Действия заказчика нарушают положения части 3 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона 44-ФЗ.

Документ: решение Санкт-Петербургского УФАС от 26.02.2024 по делу № 44-665/24

В контракте установили неверный порядок приемки

Установите в проекте контракта порядок электронной приемки через функционал ЕИС. Контролеры считают нарушением, если заказчик в контракте установил порядок приемки не по части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗлибо устанавливает в качестве документа о приемке акты и накладные, которые не относятся к электронной приемке.

Суть дела. Заказчик в проекте контракта установил: «Оплата выполненных Исполнителем работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком Итогового акта о приемке выполненных работ». При этом в пункте 4.6 проекта указано, что датой приемки результатов исполнения контракта считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, который подписал заказчик.

Решение УФАС. Приемка проходит в соответствии с условиями, которые установлены в контракте, при этом порядок оформления приемки устанавливается в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Датой приемки считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Устанавливать в проекте контракта срок оплаты от даты подписания акта без учета требований части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ противоречит пункту 4.6 проекта контракта и нарушает часть 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Нарушение образует признаки административной ответственности, которая предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Документ: решение УФАС по Московской области от 12.03.2024 № 050/06/105-7132/2024; решение Магаданского УФАС от 01.07.2024 № 049/10/99-216/2024; акт проверки Алтайского республиканского УФАС от 17.04.2024 № 004/06/99-122/2024

В контракте не установили срок, в течение которого размещать документ о приемке

Установите в контракте срок, в течение которого поставщик должен разместить документ о приемке в ЕИС. Контролеры считают нарушением, если такой срок в контракте не указан (ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Суть делаВ проекте контракта установлено: «5.1. Сдача выполненных работ производится заказчику на основании акта о приемке выполненных работ по форме приложения № 3 к контракту, акта приемки объекта в эксплуатацию, с выполнением всех юридических и фактических действий, предусмотренных действующим законодательством РФ и Контрактом.

5.2. Подрядчик после выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке».

Формулировка, которая включена в проект контракта, не определяет срок, в течение которого подрядчик должен сформировать, подписать и разместить в ЕИС документ о приемке.

Решение УФАС. В пункте 1 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта, заключенного по результатам электронных открытых и закрытых процедур, поставщик в срок, установленный в контракте, формирует, подписывает и размещает в ЕИС документ о приемке. Заказчик не установил сроки проведения приемки, нарушил пункт 1 части 13 статьи 34, пункт 5 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. А также ответственность по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Документ: решение Омского УФАС от 29.05.2024 № 055/06/106-509/2024решение УФАС по Карачаево-Черкесской Республике от 01.04.2024 № 009/06/106-37/2024; решение Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 03.07.2024 № 12-11-1876/24-0-0

Дополнительные расходы при приемке и экспертизе возложили на поставщика

Не устанавливайте условия, которые противоречат или расширяют нормы законодательства о контрактной системе.

Суть делаЗаказчик в ТЗ на поставку дизтоплива установил, что для проверки поставленного товара заказчик обязан провести экспертизу путем выборочной проверки качества товара. Экспертизу заказчик может проводить своими силами или привлекать экспертов, экспертные организации. При поставке партии с каждой емкости бензовоза будет проводиться отбор проб топлива. Все расходные материалы для забора проб и маркировки, включая емкости, бензоустойчивые маркеры, пломбы и прочее предоставляет поставщик. Хранение проб обеспечивает заказчик.

Решение УФАСДля проверки соответствия предоставленных поставщиком результатов условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которую он может проводить своими силами или привлекать экспертов и экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заказчик неправомерно возложил часть требований и расходов, связанных с проведением экспертизы, на поставщика с учетом того, что все без исключения расходы по проведению экспертизы возлагаются исключительно на заказчика. Заказчик нарушил требования части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, что указывает на признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Документ: решение УФАС по Тюменской области по делу от 01.02.2024 № 072/06/44/13/2024
Материал подготовила Галина Лаврова, начальник отдела конкурентных процедур СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина», электронный журнал «Административная практика ФАС»
Exit mobile version