Гражданский контроль государственных закупок

Три типа нарушений заказчиков в дорогих и ответственных закупках: свежая практика ФАС

Анализ жалоб в адрес региональных отделений ФАС России летом 2021 выявил интересный факт. Одна из самых распространенных тем обращений — неверная работа с дополнительными требованиями к участникам закупок. Причем, как показывает исследование ошибаются как заказчики, так и поставщики.

Норма статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ <О контрактной системе   в сфере закупок> делегирует правительству полномочия вводить дополнительные требования к участникам закупок. Правительство закрепило эти требования в постановлении от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок…».

Постановление № 99 применяют в ответственных, дорогих и высокотехнологичных закупках. Например, при строительстве дорог и зданий, объемных поставках продуктов в школы и детские сады участникам нужно иметь опыт исполнения подобных госконтрактов, сотрудников с подходящей квалификацией и технику.

Документ с момента появления неоднократно менялся: уже выпущено шесть редакций. Каждая новая трактовка дополнительных требований становится все сложнее для понимания, из-за чего растет и число нарушений. Рассмотрим конкретные дела и «слабые места» постановления, из-за которых появляются жалобы. Ошибки заказчиков похожи, поэтому разобьем их на три типа.

Заказчики «забывают» установить дополнительные требования 

Заказчики или не знают о требованиях, или намеренно не указывают их в закупке, лоббируют интересы конкретных компаний, которые не соответствуют критериям из Постановления № 99. Например, участник закупки на строительство капитальных объектов с начальной ценой от 10 млн руб. должен иметь минимум один исполненный госконтракт на сумму не ниже 50% от цены текущей закупки, копию документа о приемке и разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Несмотря на то, что постановление разработано специально, чтобы сложные работы  выполняли проверенные компании, подать заявку может любой недавно зарегистрированный ИП. Последствия такой ошибки велики:

Пример. Решение Управления ФАС по Приморскому краю от 17.08.2021 № 025/06/64-1003/2021.

В Приморье компания пожаловалась на районную Администрацию, которая объявила закупку № 0320300012221000048 на ремонт участка автомобильной дороги «Верхний Перевал — Ясеневый» с начальной ценой чуть  больше 10 млн руб.

Заказчик не требовал с потенциальных подрядчиков подтвердить опыт. Однако п.2.3 Приложения № 1 Постановления № 99 требует от участника закупки на ремонт федеральных автодорог дороже 10 млн рублей иметь опыт успешно исполненного контракта стоимостью не меньше 20 % НМЦ текущей закупки.

Проведя внеплановую проверку, комиссия УФАС Приморского края согласилась: в этой закупке нужно соблюдать требования к участникам по Постановлению № 99.  В итоге заказчик получил штраф, а аукцион вернули на стадию подачи заявок.

Аналогичные ситуации встретились в двух других закупках:

Устанавливают требования там, где не имеют права 

Второй тип нарушения противоположен первому. Заказчик неверно трактует предмет закупки и устанавливает избыточные требования. Например, путает «текущий» и «капитальный» ремонт, не обращает внимания, что цена закупки ниже установленной в постановлении или берет за основу старую редакцию документа.

Пример: Решение Управления ФАС по Свердловской области от 15.06.2021 № 066/06/31-2147/2021

В УФАС по Свердловской области поступила жалоба участника о нарушении  Домом культуры при проведении закупки № 0362300203521000001 на капитальный ремонт Абрамовского сельского Дома культуры. Начальная цена 1,2 млн руб.

Заказчик требовал от участников иметь опыт исполнения подобных работ. Однако цена контракта меньше 5 млн. руб., а значит  к участникам не нужно применять правила из Постановления № 99.

Итог: предписание УФАС провести новую закупку без дополнительных требований.

Выставляют неправильные требования 

Бывает, что Постановление № 99 действительно распространяется на объект закупки, но заказчики выбирают не те требования и запрашивают от участников больше, чем предписывает закон.

Нарушение можно объяснить субъективным фактором: заказчики путаются в пунктах приложений, которые по описанию похожи. Надо обладать знанием специфики предмета закупки, чтобы не ошибиться, например:

Только при наличии полной информации о работах или услугах можно верно определить, какая из норм Постановления № 99 должна применяться в конкретной закупке.

Пример: Решение Управления ФАС по Республике Татарстан от 13.08.2021 № 016/06/31-1456/2021.

В Республике Татарстан объявили аукцион № 1011200001921000013 на выполнение строительно-монтажных работ в хозяйственном корпусе, в том числе на установку оборудования. Начальная цена заказа — почти 14 млн руб.

Участник пожаловался, что заказчик установил дополнительное требование, которое не относится к объекту закупки. Вместо пункта 2.4 Постановления № 99 применен пункт 2.2, который относится к линейным объектам, при том, что хозяйственный корпус таковым не является. Требования к опыту и квалификации в этих двух случаях существенно отличаются.

Такая ошибка сказывается на числе заявок и приводит к ограничению конкуренции. Жалоба помогла установить корректные требования к участникам закупки.

К такому же типу нарушений относится и случай, когда заказчики не понимают отличий в алгоритме подтверждения квалификации.  В Постановлении № 99 есть два Приложения, которые применяются по-разному:

Если заказчик перепутал Приложения, он может неправомерно отклонить поставщиков или, наоборот, допустить к закупке не тех.

Пример: Решение Управления ФАС по городу Москве от 15.07.2021 №077/06/106-12106/2021

Московское УФАС в июле рассмотрело жалобу на знаменитую Строгановку (Московскую художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова) при проведении аукциона № 0373100100521000012 на «Оказание услуг по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных программ для студентов МГХПА им. С. Г. Строганова».

Эти услуги входят в Приложение № 1, и запрашиваемый аналогичный опыт потенциального поставщика нужно подтверждать не в заявке, а заранее — через оператора электронной площадки.

Академия же требовала от будущих исполнителей услуг обратного — приложить все документы в заявке, причем в составе первой части. А это нарушает не только ст. 31 Закона 44-ФЗ, но и правило анонимности заявок.

ФАС согласилось со всеми доводами заявителя. Заказчику пришлось привести документацию в соответствие с требованиями Закона 44-ФЗ и корректно применить Постановление № 99.

Несколько рекомендаций тем, кто работает с Постановлением № 99

Елена Ежова эксперт Контур.Закупок для РБК Pro

 

Exit mobile version