Гражданский контроль государственных закупок

Свежий обзор закупочного законодательства с 20.02.2023 по 26.02.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Утвержден классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям

Документ: Приказ Минстроя России от 02.11.2022 № 928/пр

https://gkgz.ru/utverzhden-klassifikator-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-po-ih-naznacheniyu-i-funktsionalno-tehnologicheskim-osobennostyam/

2.МТС-Банк получил возможность работать со спецсчетами в рамках госзакупок

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2023 № 417-р

https://gkgz.ru/mts-bank-poluchil-vozmozhnost-rabotat-so-spetsschetami-v-ramkah-goszakupok/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.ФАС России не ведёт рейтинг деловой репутации участников закупок, его не существует

https://gkgz.ru/fas-rossii-ne-vedyot-rejting-delovoj-reputatsii-uchastnikov-zakupki/

2.Госзаказчикам разъяснили, как применять новшество о минимальной доле вторсырья для ряда товаров

Документ: Письмо Минфина России от 07.02.2023 N 24-06-06/9756

https://gkgz.ru/goszakazchikam-razyasnili-kak-primenyat-novshestvo-o-minimalnoj-dole-vtorsyrya-dlya-ryada-tovarov/

3.О возможных последствиях заключения контрактов без проведения конкурентных процедур

Документ: Письмо Кабардино-Балкарского УФАС России от 17.02.2023 г № 05/533

Читаем

https://gkgz.ru/o-vozmozhnyh-posledstviyah-zaklyucheniya-kontraktov-bez-provedeniya-konkurentnyh-protsedur/

4.Минфин и ФАС разъяснили вопросы установления в регионах РФ дополнительных случаев закупок у едпоставщика

Документ: Письмо Минфина России от 17.02.2023 № 24-01-07/14000 и ФАС России от 17.02.2023 № ПИ/11943/23

https://gkgz.ru/minfin-i-fas-razyasnili-voprosy-ustanovleniya-v-regionah-rf-dopolnitelnyh-sluchaev-zakupok-u-edpostavshhika/

5.Федеральное казначейство выпустило письмо по вопросу перехода с 223-ФЗ на 44-ФЗ заказчиков, не разместивших годовой отчёт или не набравших нужный объём закупок у СМСП.

Документ: Письмо Федерального казначейства от 20.02.2023 №07-04-14/14270

Подробнее

https://gkgz.ru/po-voprosu-perehoda-s-223-fz-na-44-fz-zakazchikov-ne-razmestivshih-godovoj-otchyot-ili-ne-nabravshih-nuzhnyj-obyom-zakupok-u-smsp/

6.Можно ли вести переговоры с участником закупки, осуществляемой на ЕАТ “Березка”?

Документ: Письмо Минфина России от 15 февраля 2023 г. N 24-03-08/12914

https://gkgz.ru/mozhno-li-vesti-peregovory-s-uchastnikom-zakupki-osushhestvlyaemoj-na-eat-berezka/

7.Даны разъяснения по вопросу осуществления госзакупок происходящих из иностранных государств камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением

Документ: Письмо ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22 с Позицией Минцифры России от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501

https://gkgz.ru/dany-razyasneniya-po-voprosu-osushhestvleniya-goszakupok-proishodyashhih-iz-inostrannyh-gosudarstv-kamer-videonablyudeniya-so-vstroennym-programmnym-obespecheniem/

8.Прошлогодний контракт с казначейским сопровождением: что учесть в 2023 году?

Документ: Письмо Минфина России от 3 февраля 2023 г. № 02-14-08/9062

https://gkgz.ru/proshlogodnij-kontrakt-s-kaznachejskim-soprovozhdeniem-chto-uchest-v-2023-godu/

9.Депутаты предложили упростить условия госзакупок в части офшорных компаний

Документ: Законопроект № 301948-8

https://gkgz.ru/deputaty-predlozhili-uprostit-usloviya-goszakupok-v-chasti-ofshornyh-kompanij/

10.В каком порядке осуществляют закупки по Закону N 44-ФЗ заказчики по Закону N 223-ФЗ, не выполнившие норму закупок у субъектов МСП?

Документ: Письмо Федерального казначейства от 20 февраля 2023 г. N 07-04-14/14-270

https://gkgz.ru/v-kakom-poryadke-osushhestvlyayut-zakupki-po-zakonu-n-44-fz-zakazchiki-po-zakonu-n-223-fz-ne-vypolnivshie-normu-zakupok-u-subektov-msp/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Оплату за счет средств на капремонт монтажа видеоэкрана на фасад здания суды признали нецелевкой

Документы: Постановление 18-го ААС от 26.01.2023 по делу N А76-31511/2021

https://gkgz.ru/oplatu-za-schet-sredstv-na-kapremont-montazha-videoekrana-na-fasad-zdaniya-sudy-priznali-netselevkoj/

2.Антимонопольная практика в сфере рассмотрения заявок на участие в корпоративных закупках: что нельзя, а что нужно

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/antimonopolnaya-praktika-v-sfere-rassmotreniya-zayavok-na-uchastie-v-korporativnyh-zakupkah-chto-nelzya-a-chto-nuzhno/

3.Обязательство не имеет стоимостного выражения: суды снова снизили размер штрафа по госконтракту

Документ: Постановление АС Центрального округа от 06.02.2023 по делу N А62-9771/2021

https://gkgz.ru/obyazatelstvo-ne-imeet-stoimostnogo-vyrazheniya-sudy-snova-snizili-razmer-shtrafa-po-goskontraktu/

4.Кассация: по Закону N 223-ФЗ можно требовать от участника наличия статуса производителя или дилера

Документ: Постановление АС Московского округа от 07.02.2023 по делу N А40-45387/2022

https://gkgz.ru/kassatsiya-po-zakonu-n-223-fz-mozhno-trebovat-ot-uchastnika-nalichiya-statusa-proizvoditelya-ili-dilera/

5.УФАС: требование приложить к заявке декларацию о соответствии на товар нарушает Закон N 223-ФЗ

Документ: Решение Алтайского краевого УФАС России от 02.02.2023 по делу N 022/07/3-20/2023

https://gkgz.ru/ufas-trebovanie-prilozhit-k-zayavke-deklaratsiyu-o-sootvetstvii-na-tovar-narushaet-zakon-n-223-fz/

6.ВС РФ указал в каких случаях может быть частично исключена неустойка и штраф по госконтракту

⁠Верховный суд согласился с нижестоящими судами, указав, если приостановление работ по госконтракту произошло в связи с изменением проектной документации и согласовано с заказчиком, то из расчета неустойки исключаются дни таких приостановлений.

Кроме того, суд указал на неправомерность начисления штрафов подрядчику за трехкратное направление неправильно оформленных актов, поскольку в данном случае подрядчик действовал в соответствии с установленной контрактом процедурой направления документов, а нарушение срока сдачи результата работ является основанием для начисления неустойки в виде пени, а не взыскания с подрядчика штрафа.

Документ: Определение ВС РФ от 17.02.2023 № 307-ЭС22-28766 по делу № А42-10551/2021

Подробности

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-v-kakih-sluchayah-mozhet-byt-chastichno-isklyuchena-neustojka-i-shtraf-po-goskontraktu/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Подрядчик нарушил сроки выполнения электромонтажных работ, в связи с чем ему была начислена неустойка, размер которой не превышает 5 % цены контракта. При этом в ходе исполнения контракта выяснилось, что часть работ не подлежит выполнению по объективным причинам, поэтому контракт был расторгнут на стоимость таких работ. Поскольку в данном случае работы в полном объеме (на всю сумму контракта) фактически выполнены не были, будет ли правомерным списание неустойки?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/vopros-o-spisanii-neustojki-po-rastorgnutomu-goskontraktu/

⁠2.Организация является государственным автономным учреждением и осуществляет закупки в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” с размещением в ЕИС положения о закупках. В этом году организации для проведения торгов по определению подрядчика доводится субсидия на капитальный ремонт здания, финансируемая из средств федерального бюджета по национальному проекту.

Имеется ли какой-либо нормативно правовой акт о необходимости объявления закупки организацией, действующей по Закону N 223-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в связи с тем, что финансирование субсидии осуществляется из средств национального проекта?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

В описанной в вопросе практической ситуации положения Закона N 44-ФЗ на закупочную деятельность автономного учреждения не распространяются. При осуществлении закупок заказчик должен руководствоваться Законом N 223-ФЗ.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/o-zakupke-avtonomnogo-uchrezhdeniya-kogda-finansirovanie-subsidii-osushhestvlyaetsya-iz-sredstv-natsionalnogo-proekta/

3.О подтверждении опыта по закупке на оказание услуг по организации горячего питания

⁠Проводится совместная закупка на оказание услуг по организации горячего питания. Установлены дополнительные требования к участникам закупки (поз. 33 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571). Участник закупки представил в подтверждение опыта 4 контракта, которые были заключены им по результатам совместной закупки на общую сумму, превышающую 20 % суммы начальных (максимальных) цен контрактов в нашей закупке. Но при рассмотрении заявки выяснилось, что по результатам указанной совместной закупки было заключено 5 контрактов, и пятый контракт участник закупки в заявки не представил. Обязан ли он был это делать?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/o-podtverzhdenii-opyta-po-zakupke-na-okazanie-uslug-po-organizatsii-goryachego-pitaniya/

⁠4.Согласно постановлению Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 в реестр контрактов, помимо прочего, включаются информация и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта, в том числе документ, определяющий ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта, требование заказчика или контрагента об уплате неустойки (штрафа, пеней) (подп. “е” п. 11 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных данным постановлением). Однако функционал ЕИС также предусматривает для претензионной переписки отдельный инструмент: “Реестр документов об исполнении контракта – Переписка и уведомления – Сформировать уведомление претензионной переписки”.

Обязан ли заказчик направить претензию контрагенту также в реестр контрактов, или претензионную переписку он должен отразить только в разделе “Переписка и уведомления” в закрытой части официального сайта?

До введения правил о ведении претензионной переписки через ЕИС заказчик обязан был, руководствуясь Правилами ведения реестра контрактов, размещать в реестре контрактов информацию, содержащуюся в подп. “е” п. 11 указанных Правил.

Ответ, с обоснованием вывода

https://gkgz.ru/o-razmeshhenii-zakazchikom-v-eis-pretenzionnoj-raboty-po-goskontraktu/

⁠5.Готовим аукцион на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Нужно ли предъявлять дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные поз. 14 приложения к ПП РФ № 2571 («выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений»)? Относятся ли закупаемые услуги к техобслуживанию здания, если кондиционеры у нас установлены точечно и единой системы кондиционирования воздуха не образуют?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/o-trebovaniyah-v-zakupke-uslug-po-tehobsluzhivaniyu-i-remontu-sistem-ventilyatsii-i-konditsionirovaniya-vozduha/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 13.02.2023 по 19.02.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию
Exit mobile version