Гражданский контроль государственных закупок

Свежий обзор закупочного законодательства с 13.11.2023 по 19.11.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Новое исключение из сферы применения закона о госзакупках (44-ФЗ)

С 14.11.2023 г Закон №44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями субъектов РФ, территориальными избирательными комиссиями, осуществляемой за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов РФ, бюджета федеральной территории на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Документ: Федеральный закон от 14.11.2023 № 531-ФЗ

https://gkgz.ru/novoe-isklyuchenie-iz-sfery-primeneniya-zakona-o-goszakupkah-44-fz/

2.Правительство утвердило Правила перехода субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов

Субъекты КИИ должны будут применять доверенные программно-аппаратные комплексы.

Документ: Постановление Правительства РФ от 14.11.2023 № 1912

https://gkgz.ru/pravitelstvo-utverdilo-pravila-perehoda-subektov-kriticheskoj-informatsionnoj-infrastruktury-rf-na-preimushhestvennoe-primenenie-doverennyh-programmno-apparatnyh-kompleksov/

3.Минстрой уточнил Методику расчёта индексов изменения сметной стоимости строительства

Внесены поправки в Приказ Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр.

Документ: Приказ Минстроя России от 06.10.2023 № 727/пр

https://gkgz.ru/minstroj-utochnil-metodiku-raschyota-indeksov-izmeneniya-smetnoj-stoimosti-stroitelstva/

4.Роскосмос утвердил порядок составления и представления в уполномоченный банк сведений об иностранных исполнителях, участвующих в выполнении гособоронзаказа

Определён порядок предоставления перечня иностранных исполнителей, входящих в кооперацию головного исполнителя, по контрактам в рамках ГОЗ, заказчиком в которых выступает ГК Роскосмос.

Документ: Приказ ГК «Роскосмос» от 28.08.2023 № 301

https://gkgz.ru/roskosmos-utverdil-poryadok-sostavleniya-i-predstavleniya-v-upolnomochennyj-bank-svedenij-ob-inostrannyh-ispolnitelyah-uchastvuyushhih-v-vypolnenii-gosoboronzakaza/

5.Отменены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства

17.11.2023 на Официальном портале правовой информации опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2023 № 613/пр.

https://gkgz.ru/otmeneny-tipovye-usloviya-kontraktov-na-vypolnenie-rabot-po-stroitelstvu-rekonstruktsii-obekta-kapitalnogo-stroitelstva/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Минфин обозначил ключевые направления работы в сфере закупок на ближайшие 5 лет

Опубликован план деятельности Министерства финансов РФ на 2023-2028 годы. Согласно плану, в числе приоритетных направлений работы регулятора остаётся повышение эффективности бюджетных расходов в части госзакупок.

Документ: План деятельности Минфина России на 2023 – 2028 годы

Смотрим

https://gkgz.ru/minfin-oboznachil-klyuchevye-napravleniya-raboty-v-sfere-zakupok-na-blizhajshie-5-let/

2.Минпромторг подготовил поправки в правительственные акты по вопросам национального режима в закупках по Закону № 44-ФЗ

Постановления Правительства РФ об ограничениях и запретах на допуск иностранной продукции в госзакупках хотят объединить и унифицировать. Минпромторгом России предложены поправки, направленные на унификацию и объединение актов Правительства РФ, устанавливающих ограничения и запреты на допуск иностранных товаров для целей госзакупок.

Документ: Проект постановление Правительства РФ  ID проекта 01/01/11-23/00143261

https://gkgz.ru/minpromtorg-podgotovil-popravki-v-pravitelstvennye-akty-po-voprosam-natsionalnogo-rezhima-v-zakupkah-po-zakonu-44-fz/

3.В Законы N 44-ФЗ и 223-ФЗ могут включить положения об особенностях закупок в сфере высоких технологий

Документ: Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума (утв. Президентом РФ 11 ноября 2023 г. N Пр-2246, п.1л)

https://gkgz.ru/v-zakony-n-44-fz-i-223-fz-mogut-vklyuchit-polozheniya-ob-osobennostyah-zakupok-v-sfere-vysokih-tehnologij/

4.Предложено уточнить критерии отнесения продукции автомобилестроения к отечественным товарам

Минпромторг предложил скорректировать Постановление №719 в части подтверждения российского производства продукции автомобильной промышленности.

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/10-23/00143201

https://gkgz.ru/predlozheno-utochnit-kriterii-otneseniya-produktsii-avtomobilestroeniya-k-otechestvnnym-tovaram/

5.В Казначействе рассказали о переходе на цифровой контракт в ГИС ЕИС при конкурентных закупках

16 ноября 2023 года состоялось Всероссийское совещание Федерального Казначейства, посвященное переходу на цифровой контракт в ГИС ЕИС Закупки по конкурентным процедурам.

https://gkgz.ru/v-kaznachejstve-rasskazali-o-perehode-na-tsifrovoj-kontrakt-v-gis-eis-pri-konkurentnyh-zakupkah/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Снижение неустойки по госконтракту: интересные примеры из практики за 2022 – 2023 годы

Отсутствие негативных последствий, обоюдная вина сторон в ненадлежащем исполнении контракта, ошибки заказчика в техзадании и нестоимостный характер нарушения. О том, как такие обстоятельства влияли на итоговый размер ответственности контрагента, читайте в обзоре

https://gkgz.ru/snizhenie-neustojki-po-goskontraktu-interesnye-primery-iz-praktiki-za-2022-2023-gody/

2.ФАС: неразмещение сведений о закупке в ЕИС не делает её неконкурентной и не предоставляет заказчику право её отмены в любое время до заключения договора

Документ: Постановления АС Московского округа от 10.11.2023 г по делу № А40-16654/23 и делу № А40-254140/22

Смотрим

https://gkgz.ru/fas-nerazmeshhenie-svedenij-o-zakupke-v-eis-ne-delaet-eyo-nekonkurentnoj-i-ne-predostavlyaet-zakazchiku-pravo-eyo-otmeny-v-lyuboe-vremya-do-zaklyucheniya-dogovora/

3.Исполнение контракта из-за повышения цен на материалы стало невыгодным. Может ли исполнитель отказаться продолжить работу и не попасть в РНП ?

Суды напомнили о том, кто несёт риск повышения рыночных цен на материалы в течение срока исполнения контракта.

Документ: Определение ВС РФ от 07.11.2023 г № 305-ЭС23-21020по делу №А40-245008/2022

Смотрим

https://gkgz.ru/ispolnenie-kontrakta-iz-za-povysheniya-tsen-na-materialy-stalo-nevygodnym-mozhet-li-ispolnitel-otkazatsya-prodolzhit-rabotu-i-ne-popast-v-rnp/

4.Госзаказчик установил требования к компонентам товара — контролеры нашли нарушение Закона N 44-ФЗ

Документ: Решение Ленинградского УФАС России от 16.10.2023 по делу N 047/06/42-3207/2023

https://gkgz.ru/goszakazchik-ustanovil-trebovaniya-k-komponentam-tovara-kontrolery-nashli-narushenie-zakona-n-44-fz/

5.Услуги по госконтракту перестали оказывать из-за удорожания товаров — суд нашел основания для РНП

Документ: Определение ВС РФ от 07.11.2023 N 305-ЭС23-21020 по делу А40-245008/2022

Смотрим

https://gkgz.ru/uslugi-po-goskontraktu-perestali-okazyvat-iz-za-udorozhaniya-tovarov-sud-nashel-osnovaniya-dlya-rnp/

6.Суды поддержали участников госзакупок в споре о картельном сговоре из-за низкой рентабельности работ

Документ: Постановление АС Московского округа от 02.11.2023 № Ф07-20241/2021 по делу N А40-248476/2022

Смотрим

https://gkgz.ru/sudy-podderzhali-uchastnikov-goszakupok-v-spore-o-kartelnom-sgovore-iz-za-nizkoj-rentabelnosti-rabot/

7.Кассация: нарушения при экспертизе товара помогли поставщику оспорить отказ от госконтракта

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 02.11.2023 № Ф06-9451/2023 по делу N А06-7697/2021⁠

https://gkgz.ru/kassatsiya-narusheniya-pri-ekspertize-tovara-pomogli-postavshhiku-osporit-otkaz-ot-goskontrakta/

8.Декларация страны происхождения товара является достаточным условием для применения преференции в соответствии с Приказом №126н

Документ: Постановление АС Московского округа от 31.10.2023 № Ф05-25437/2023 по делу № А40-264235/22-147-2063

Смотрим

https://gkgz.ru/deklaratsiya-strany-proishozhdeniya-tovara-yavlyaetsya-dostatochnym-usloviem-dlya-primeneniya-preferentsii-v-sootvetstvii-s-prikazom-126n/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Отклонение заявки (Закон N 44-ФЗ) в связи с указанием в ней информации о первичной упаковке лекарственного препарата не в соответствии с требованиями извещения

При проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата к поставке требуется: Натрия Хлорид раствор для инфузий 600 мл. Один из участников закупки направил предложение: Натрия хлорид раствор для инфузий 300 мл, в кратном количестве. Данная заявка была отклонена заказчиком на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Согласно подп. “в” п. 5 постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением раствора для инфузий. Правомерно ли отклонение заявки в данном случае?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

В описанной в вопросе ситуации заказчик был обязан принять решение об отклонении заявки в связи с тем, что в заявке была указана информация о первичной упаковке предлагаемого товара не в соответствии с требованиями извещения.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/otklonenie-zayavki-zakon-n-44-fz-v-svyazi-s-ukazaniem-v-nej-informatsii-o-pervichnoj-upakovke-lekarstvennogo-preparata-ne-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-izveshheniya/

2.При поставке товара по заявке заказчика в срок, но не в полном объеме, размер штрафа исчисляется от цены контракта или от стоимости заявки?

Ответ

https://gkgz.ru/pri-postavke-tovara-po-zayavke-zakazchika-v-srok-no-ne-v-polnom-obeme-razmer-shtrafa-ischislyaetsya-ot-tseny-kontrakta-ili-ot-stoimosti-zayavki/

3.Может ли заказчик отказаться от заключения договора по итогам аукциона, проведенного по Закону N 223-ФЗ?

По итогам аукциона, проводимого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, определен победитель, опубликован итоговый протокол. Заказчику необходимо через 10 дней подписать договор на площадке. Однако заказчик выяснил, что юридическое лицо – победитель закупки было зарегистрировано совсем недавно и у него нет никакого опыта работы. Вместе с тем цена контракта значительная (предмет контракта – поставка дорогостоящего оборудования), предусмотрен аванс в размере 30% цены договора. Размер обеспечения исполнения договора составляет в соответствии с условиями договора “в размере аванса либо не менее 5% начальной цены договора”. Победитель закупки выбрал второй вариант. На каком основании заказчик может не заключать договор с данным победителем без последствий для себя?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Оснований для отказа от заключения договора в рассматриваемом случае у заказчика нет.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/mozhet-li-zakazchik-otkazatsya-ot-zaklyucheniya-dogovora-po-itogam-auktsiona-provedennogo-po-zakonu-n-223-fz/

4.Каким методом необходимо обосновывать НМЦК на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот?

Готовим аукцион на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот. Обосновываем НМЦК тарифным методом на основании постановления Администрации района об установлении стоимости 1 кв. м. для приобретения квартир сиротам, однако у нас не хватает лимитов бюджетных средств для осуществления закупки. Можно ли в обосновании НМЦК указать, что в связи с отсутствием лимитов НМЦК устанавливается в пределах лимитов, доведенных до заказчика?

Ответ

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

При закупке жилых помещений использовать тарифный метод расчета НМЦК недопустимо.

Аргументация

https://gkgz.ru/kakim-metodom-neobhodimo-obosnovyvat-nmtsk-na-priobretenie-kvartir-dlya-obespecheniya-zhilem-detej-sirot/

5.Как правильно заполнить в Типовой форме независимой гарантии по Закону N 44-ФЗ графу “Место нахождения” для юридического лица по ОКТМО?

Ответ

https://gkgz.ru/kak-pravilno-zapolnit-v-tipovoj-forme-nezavisimoj-garantii-po-zakonu-n-44-fz-grafu-mesto-nahozhdeniya-dlya-yuridicheskogo-litsa-po-oktmo/

6.Правомерно ли будет включать в предмет одного аукциона пищевые продукты, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, и пищевые продукты, не включенные в указанный перечень?

Ответ:

Нет, считаем, что неправомерно включать в предмет одного аукциона пищевые продукты, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, и пищевые продукты, не включенные в указанный перечень.

Обоснование:

https://gkgz.ru/pravomerno-li-budet-vklyuchat-v-predmet-odnogo-auktsiona-pishhevye-produkty-vklyuchennye-v-perechen-utverzhdennyj-pp-832-i-pishhevye-produkty-ne-vklyuchennye-v-ukazannyj-perechen/

7.Обязан ли заказчик формировать проект контракта и извещение по Закону N 44-ФЗ с использованием ЕИС с 1 октября 2023 года?

Ответ

https://gkgz.ru/obyazan-li-zakazchik-formirovat-proekt-kontrakta-i-izveshhenie-po-zakonu-n-44-fz-s-ispolzovaniem-eis-s-1-oktyabrya-2023-goda/

8.Возможно ли в рамках Закона N 223-ФЗ заключить соглашение о новации?

Можно ли в ситуации возврата займа заключить с должником в рамках Закона N 223-ФЗ соглашение о новации, в котором обязательство по возврату займа будет заменено на обязательство по выполнению работ на сумму долга (в самом соглашении будут указаны объем работ и стоимость)? Не будет ли данная схема противоречить требования Закона N 223-ФЗ?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Рассматриваемый Закон никак не ограничивает возможность изменения обязательств и не исключает возможность заключения соглашения о новации. Однако соглашение о новации может быть признано договором, который должен заключаться в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/vozmozhno-li-v-ramkah-zakona-n-223-fz-zaklyuchit-soglashenie-o-novatsii/

9.В каких случаях описание характеристик закупаемых по Закону N 44-ФЗ товаров, работ, услуг после 1 октября 2023 года формируется в структурированном виде?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

При формировании описания объекта закупки характеристики соответствующего объекта закупки указываются с использованием ЕИС (в структурированном виде) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/v-kakih-sluchayah-opisanie-harakteristik-tovarov-rabot-uslug-pri-razmeshhenii-izveshheniya-formiruetsya-v-strukturirovannom-vide/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 07.11.2023 по 12.11.2023

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию
Exit mobile version