Проектная организация разработала две ПСД на строительство жилых домов, на которые заказчиком были получены отрицательные заключения госэкспертизы. Расходы по оплате госэкспертизы ПСД понес заказчик в соответствии с условиями контракта. После этого заказчик отказался от исполнения контрактов и потребовал от общества убытков в размере понесенных расходов на оплату госэкспертизы – 2,5 млн. рублей.
Суд первой и апелляционной инстанций не нашли оснований для удовлетворения иска заказчика, поскольку:
- общество не было включено УФАС в РНП;
- цена контракта не предусматривала расходов на оплату госэкспертизы ПСД;
- суды констатировали, что, поскольку госэкспертиза проектной документации является обязательной, то, соответственно, заказчик в любом случае несет расходы на оплату услуг по проведению экспертизы независимо от ее результатов;
- подрядчик не наделен правом оспаривания результатов экспертизы, а возможности внесения необходимых изменений в проектную документацию заказчик ему не предоставил.
Кассация вернула дело в первую инстанцию, указав, что суды не исследовали следующие обстоятельства:
- в контрактах четко определен результат работ: в качестве такового определена документация, имеющая положительные заключения госэкспертизы;
- расходы на оплату заказчиком госэкспертизы по общему правилу согласно статьям 15, 393, п. 2 ст. 761 ГК РФ являются убытками заказчика, возникшими по вине подрядчика, подготовившего недоброкачественные документы и не предупредившего заказчика о недостатках до передачи данных документов на экспертизу;
- отказ заказчика от контрактов, последовавший сразу после получений отрицательных заключений госэкспертиз в обход предусмотренной правилами статей 723, 761 ГК РФ процедуры привлечения заказчиком подрядчика к устранению выявленных недостатков работ.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 13.06.2024 г № Ф03-1823/2024 по делу № А16-3260/2023
канал Закупки и госзаказ