Гражданский контроль государственных закупок

Обзор практики рассмотрения жалоб по вопросам, связанным с осуществлением закупок по Закону N 44-ФЗ (сентябрь2024)

В свежий выпуск, вошли следующие вопросы:

1. Условия заключаемого контракта должны соответствовать извещению о проведении закупки и заявке победителя.

2. Отсутствие в извещении об осуществлении закупки на выполнение работ по строительству видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, противоречит требованиям положений Закона о контрактной системе.

3. Соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному заказчиком на основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно подтверждаться одним исполненным контрактом (договором).

4. Контракты (договоры), предметом которых выступают работы по корректировке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий, должны быть приняты к оценке при проведении конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ.

5. Независимая гарантия, выданная банком без учета антидемпинговых мер, нарушает положения Закона о контрактной системе.

Материал подготовлен специально для системы ГАРАНТ с использованием правовых актов по состоянию на 30 сентября 2024 года.

1. Условия заключаемого контракта должны соответствовать извещению о проведении закупки и заявке победителя.

В ФАС России поступила жалоба АО (далее – Заявитель) на действия федерального казённого учреждения (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, АО (далее – Оператор электронной площадки) запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата, раствор для подкожного введения, 150 мг/мл в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 N 545 “О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей” (далее – Запрос котировок, Извещение).

Согласно доводу Заявителя Заказчиком при направлении проекта государственного контракта Извещения (далее – Проект контракта) допущена техническая ошибка в части включения в текст Проекта контракта сведений относительно поставки иного товара, а также иного поставщика по контракту.

Частью 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.09.2024 победителем Запроса котировок признан Заявитель.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей, одной из которых является то, что заказчик формирует и размещает в единой информационной системе в сфере осуществления закупок (далее – ЕИС) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

24.09.2024 Заказчиком сформирован с использованием ЕИС и размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки Проект контракта для его подписания Заявителем.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а именно подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе.

При этом в регламентированный Законом о контрактной системе Проект контракта Заявителем не подписан, в связи с чем Заказчиком 26.09.2024 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадке протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.09.2024.

Из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта следует, что 24.09.2024 Заказчиком при размещении Проекта контракта допущена техническая ошибка в части направления иного проекта контракта, содержащего сведения об ином предмете закупки.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы “Независимый регистратор”, предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, Заказчиком 24.09.2024 в адрес Заявителя направлен Проект контракта, содержащий сведения о поставке товара иного лекарственного препарата, а также об ином поставщике.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в направлении Проекта контракта в адрес Заявителя не на условиях Извещения и поданной Заявителем заявки, нарушают пункт 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 30.09.2024 по делу N 28/06/105-2231/2024, предписание от 30.09.2024 по делу N 28/06/105-2231/2024

2. Отсутствие в извещении об осуществлении закупки на выполнение работ по строительству видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, противоречит требованиям положений Закона о контрактной системе.

В ФАС России поступило обращение АО (далее – Заявитель) на действия государственного казенного учреждения (далее – Заказчик), Комитета по государственному заказу (далее – Уполномоченный орган), комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее – Комиссия по осуществлению закупок), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, ООО (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта “Новая транспортная магистраль с мостом через реку. Участок от проспекта до проспекта (1-й этап и 2-й этап)” 2-й этап. Окончание работ для нужд города” (далее – Конкурс, Извещение)

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в тексте Извещения, а также в проекте государственного контракта к нему (далее – Проект контракта) виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, не соответствуют законодательству о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, установлены п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 (далее – Постановление N 570).

Так, Постановлением N 570 установлен перечень, состоящий из 34 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному или муниципальному контрактам.

В соответствии с подп. “а” п. 2 Постановления N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки.

Согласно подп. “б” п. 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подп. “а” п. 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией.

Пунктом 5.2.39.2 Проекта контракта установлены возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а именно:

– земляные работы, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, сметная стоимость которых составляет 3 099 787 078,20 руб.;

– земляные работы, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, благоустройство, сметная стоимость которых составляет 579 845 692,04 руб.

Вместе с тем п. 5.2.39.2 Проекта контракта не содержит перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Проекте контракта возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению в соответствии с Постановлением N 570, нарушают ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 17.09.2024 по делу N 28/06/105-2165/2024, предписание от 17.09.2024 по делу N 28/06/105-2165/2024

3. Соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному заказчиком на основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно подтверждаться одним исполненным контрактом (договором).

В ФАС России поступило обращение федерального государственного бюджетного научного учреждения (далее – Заказчик) о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам проведенного электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплексного модуля для нужд Заказчика (далее – Аукцион, Извещение), по результатам которой подана только одна заявка ООО (далее – Участник).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее – Комиссия по осуществлению закупок) в нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, принято решение о соответствии документов, подтверждающих наличие у Участника опыта, что позволило признать заявку Участника соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с чч. 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно подп. “н” п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с п. 3 ч. 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с чч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подп. “н” п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

При этом согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в чч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 “О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 9 приложения к Постановление N 2571 при выполнении работ строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, установлено дополнительное требование к участникам закупок о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

При этом цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пп. 1 или 2 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных п. 3 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, относятся исполненный договор и акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование по позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, в связи с чем в рамках Конкурса участниками закупки для подтверждения соответствия вышеуказанному Дополнительному требованию необходимо представить контракт (договор) с ценой не менее 20% от НМЦК.

Вместе с тем НМЦК в соответствии с Извещением составляет 726 000 000 руб.

Таким образом, цена контракта (договора), представляемого участником закупки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ, должна составлять не менее 145 200 000 руб.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки Участника соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Комиссия ФАС России установила, что Участником в целях подтверждения наличия опыта выполнения работ по п. 1 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 представлены, в том числе копии договоров, заключенных между контрагентами и Участником, цены по которым составляют 49 915 833,31 руб., 23 432 930,94 руб., 33 177 487,60 руб., 39 367 200 руб.

Комиссия ФАС России отмечено, что исходя из системного толкования требований п. 1 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 следует, что подтверждением наличия опыта является один исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, либо номер реестровой записи из реестра, размещенного в ЕИС (в случае исполнения участником закупки контракта (договора), информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены в ЕИС).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что документы, представленные Участником, не подтверждают наличие у Участника опыта в соответствии с п. 1 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, поскольку ни один из контрактов не удовлетворяет условию о минимальной цене в размере 20% от НМЦК.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Участника соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 26.09.2024 по делу N 24/44/93/311

4. Контракты (договоры), предметом которых выступают работы по корректировке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий, должны быть приняты к оценке при проведении конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ.

В ФАС России поступила жалоба АО (далее – Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок казенного учреждения (далее – Комиссия по осуществлению закупок) при проведении казенным учреждением (далее – Заказчик), Комитетом по регулированию контрактной системы (далее – Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции аэропорта с удлинением взлетно-посадочной полосы (проектно-изыскательские работы) (далее – Конкурс, Извещение).

Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом применены положения порядка оценки заявок участников закупки (далее – Порядок оценки) в отношении заявки Заявителя по детализирующему показателю “Общее количество исполненных участником закупки договоров” (далее – Детализирующий показатель) показателя “Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта” критерия “Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации” (далее – Критерий) ввиду непринятия к оценке контрактов и договоров, предметом которых выступают работы по корректировке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий.

Подпунктами “а”“б” п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленнойв извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий “Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации”.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 “Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление N 2604, Положение) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подпунктом “г” п. 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки: “Квалификация участников закупки”.

Согласно подп. “в” п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки “Квалификация участников закупки” может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки “Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта”.

Вместе с тем подп. “б” п. 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. “в” п. 24 Положения, оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подп. “а” п. 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пп. 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.

В силу подп. “а”“б” п. 28 Положения в случае применения показателя оценки “Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта” применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

– общая цена исполненных участником закупки договоров;

– общее количество исполненных участником закупки договоров;

– наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно Порядку оценки Заказчиком установлен Детализирующий показатель Критерия, по которому принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение проектно-изыскательских работ на строительство, реконструкцию особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта, сопоставимых с предметом контракта. Документами, подтверждающими наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта:

– исполненный договор (договоры);

– акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), подтверждающие цену выполненных работ;

– последний акт выполненных работ, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

– положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Комиссией ФАС России установлено, что Комиссией по осуществлению закупок Заказчика проведена оценка и сопоставление поданных заявок участников Конкурса, что подтверждается протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 12.09.2024.

При этом Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия в отношении заявок участников закупки применен ненадлежащим образом, в связи с чем контракты (договоры) по работам, связанным с корректировкой проектной документации, не принимались к оценке, поскольку работы по корректировке проектной документации не сопоставимы с предметом контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (если иное не предусмотрено ч. 1.4 ст. 48 ГрК РФ), в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с ГрК РФ, применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы).

Таким образом, вышеуказанные положения ГрК РФ свидетельствуют о возможности проведения инженерных изысканий при проведении работ по внесению изменений в проектную документацию.

Комиссия ФАС России установила, что в составе заявки Заявителя для оценки по Детализирующему показателю Критерия содержатся контракты (договоры) по корректировке (внесению изменений) проектной документации, в том числе по выполнению работ по инженерным изысканиям, которые не приняты Комиссией по осуществлению закупок.

При этом вышеуказанные контракты соотносятся с предметом закупки, в связи с чем существовала необходимость их учета Комиссией по осуществлению закупок при оценке опыта в соответствии с Постановлением N 2604.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом применившей положения Порядка оценки в отношении заявок участников закупки, нарушают п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 25.09.2024 по делу N 28/06/105-2196/2024

5. Независимая гарантия, выданная банком без учета антидемпинговых мер, нарушает положения Закона о контрактной системе.

В ФАС России поступило обращение ООО (далее – Заявитель) на действия ПАО (далее – Банк), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении государственным казенным учреждением (далее – Заказчик), государственным казенным учреждением (далее – Уполномоченный орган), АО (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах в рамках их содержания (далее – Аукцион, Извещение).

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего независимую гарантию, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.

Частью 1 ст. 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Пунктом 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 8 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в ч. 8.1 ст. 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 “О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (вместе с “Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, “Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий”, “Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий”) (далее – Постановление N 1005) утверждены, в том числе:

– дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе;

– типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по причине несоответствия независимой гарантии требованиям ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, а именно: указана некорректная сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом бенефициару, в размере 6 389 322,43 руб.

Банк в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно Извещению размер обеспечения государственного контракта составляет 6 389 322,43 руб.

Вместе с тем в ходе проведения Аукциона снижение НМЦК составило 32,50%, в связи с чем при предоставлении Заявителем обеспечения исполнения контракта требовалось учитывать антидемпинговые меры, в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.

Комиссией ФАС России установлено, что в независимой гарантии, выданной Банком Заявителю, указана сумма обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер, а именно 6 389 322,43 руб. вместо 9 583 983,65 руб.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Банка нарушают ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.

Решение ФАС России от 02.09.2024 по делу N 28/06/105-2045/2024, предписание от 02.09.2024 по делу N 28/06/105-2045/2024

К.А. Адигюзелов, замначальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России к.ю.н., доцент

Exit mobile version