Гражданский контроль государственных закупок

Закупки у единственного поставщика. Дробление закупок – судебная и административная практика по 44-ФЗ

06.10.2022 эксперт, преподаватель в сфере закупок Юлия Боровых провела бесплатный вебинар на тему: “Закупки у единственного поставщика. Дробление закупок – судебная и административная практика по 44-ФЗ”

На мероприятии рассмотрены вопросы:

Что нарушает заказчик и поставщик:

Смотрим

Дробление” закупок – как много в этой фразе … непонятного и спорного.

Об этом и поговорим в сегодняшней статье

Во-первых, такого понятия в законодательстве нет. НО! Его используют и контрольные органы, и суды, и ФАС, и прокуроры.

Во-вторых, критериев и признаков дробления, официально утвержденных и где-то зафиксированных, тоже нет.

В-третьих, несмотря на отсутствие законодательно закрепленного понятия, и заказчика, и поставщика ждет серьезная ответственность за это “дробление”.

Давайте все же обозначим подходящее определение для этого термина.

Итак, “ДРОБЛЕНИЕ ЗАКУПОК” – это разделение одной крупной закупки, которая должна быть проведена конкурентным способом, на несколько мелких, которые осуществлены без проведения конкурентных процедур.

Говорить о “дроблении” можно исключительно в случае закупки у единственного поставщика по п.4 или п.5 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ (про закупки по Закону 223-ФЗ сегодня не будем упоминать, хотя для них действуют практически такие же правила).

Напомню, что у заказчика есть право заключать “прямые” контракты без проведения конкурентных процедур на любые товары, работы, услуги по п.4 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ, если цена каждого контракта не превышает 600 т.р., и сумма всех договоров в год не превышает 2 млн. руб. или 10% от совокупного годового объема всех закупок заказчика за этот год.

Сколько таких контрактов в год можно заключать?

Есть ли ограничения на одноименность товаров, работ, услуг?

Интересно, что и Минэкономразвития России (письма от 18.11.2015 N Д28и-3447, от 20.10.2015 N Д28и-3179, от 29.03.2017 N Д28и-1353), и Минфин России (письма от 24.07.2017 N 24-05-09/47113, от 08.06.2022 N 24-01-07/54275) и ФАС России (письма от 25.04.2017 N РП/27902/17, от 14.11.2019 N ИА/100041/19) в один голос твердили и твердят, что

▪ “…Законом N 44-ФЗ не установлены ограничения по количеству и одноименности закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ….”

▪ “…Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг….”,

▪ “…Учитывая отсутствие в Законе N 44-ФЗ требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, – нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик….”.

Что же делать заказчику – можно ли использовать эти письма в своей работе?

Может ли заказчик при закупках услуг охраны заключить 4 контракта в год (на каждый квартал) с ценой 600 тыс.руб. каждый контракт и общей суммой в год 2,4 млн.руб.?

Может ли заказчик закупать продукты питания, разделяя их на разные контракты, с ценой каждого не выше 600 тыс.руб. (например, один контракт на мясную продукцию, второй – на молочку, третий – на бакалею)?

Можно ли закупить мебель для разных профильных кабинетов в школе разными контактами, каждый на сумму 600 тыс.руб.?

Можно ли зимнее содержание дорог на общую сумму финансирования 6 млн.руб.разделить на 12 контрактов (по числу месяцев), с ценой каждого до 600 тыс.руб.?

Можно ли работы по капитальному ремонту больницы провести 4 контрактами по 500 тыс.руб., разделив одну смету на 4 вида работ?

Как говорит практика территориальных УФАС и судов – нельзя! Это и есть “дробление” закупки. Когда заказчик делит по сути одну закупку с одноименными товарами, работами, услугами на несколько мелких, подгоняя каждый договор под законодательное ограничение 600 т.р.

Допустим заказчику выделен 1 млн. руб. на благоустройство парка. Варианты действий заказчика:

▪ может провести электронный аукцион на всю сумму,

▪ может провести 2 электронных аукциона по 500 тыс. руб. – это НЕ будет дроблением, т.к. закупки конкурентные,

▪ может провести электронный аукцион на 500 тыс.руб. и электронный запрос котировок на 500 тыс.руб. – это НЕ будет дроблением, т.к. обе закупки конкурентные,

▪ может провести электронный аукцион на 500 тыс.руб. и заключить “прямой” контракта по п.4 ч.1 ст.93 на 500 тыс.руб. – это НЕ будет дроблением, т.к. без конкурентных процедур потрачена только сумма, которая не превышает установленный п.4 ч.1 ст.93 лимит,

▪ может заключить 2 контракта по п.4 ч.1 ст.93 на 500 тыс.руб. каждый – это БУДЕТ дроблением закупки, т.к. цель закупки одна – благоустройство парка, сумма была выделена заказчику сразу в полном объеме, а заказчик ее искусственное раздробил на два контракта, что ограничивает конкуренцию.

Важное условие – можно без проблем заключать прямые договоры, если общая стоимость “прямых” контрактов на закупку однотипных товаров, работ, услуг, в течение календарного года НЕ превышает действующее сейчас ограничение 600 тыс.руб. Таким образом, если заказчик закупает бумагу для принтера и в течение года у него 12 контрактов на общую сумму 300 тыс.руб. – это дроблением никогда не будет, потому что заказчик не превысил установленный лимит на “прямые” договоры.

Из существующей административной и судебной практики можно выделить 4 признака “дробления” закупки, сумма которой свыше 600 тыс.руб.:

1) Один и тот же предмет контракта (одинаковые/ одноименные/ однотипные товары, работы, услуг) или работы/услуги выполняются на одном объекте и они связаны между собой

2) Один и тот же исполнитель контракта (хотя, как показывает анализ практики, заключение контрактов с разными исполнителями не спасает заказчиков).

3) У заказчика потребность в товаре, работе, услуге была сразу в полном (большом/ общем) объеме (т.е. заказчик знал, что ему надо сразу все работы или услуги, но делит их на разные контракты, даже заключенные в разные периоды времени и т.п.).

4) Финансирование у заказчика было сразу на весь объем товара, работы, услуги (лимиты доведены или суммы отражены в плане ФХД), при этом источники финансирования не имеют значения.

Как отмечают суды (см., например, Постановление АС Уральского округа от 22.09.2021 N Ф09-6690/21 по делу N А07-30809/2020), «….при квалификации нескольких, совершенных последовательно договоров КАК ЕДИНОЙ СДЕЛКИ подлежит учету:

▪ период совершения указанных сделок,

▪ идентичность либо однородность приобретаемых товаров,

▪ цель заключения таких договоров – обеспечение деятельности субъекта, обязанного руководствоваться положениями Законом о контрактной системе, направленность на достижение единого результата приобретения….».

Важные правила:
✔ Если общая сумма нескольких однотипных договоров у одного и того же лица в течение календарного года не превышает 600 тыс. руб., это не является нарушением законодательства (решение УФАС по Новгородской области от 09.09.2021 г.)
✔ Если общая сумма нескольких однотипных договоров, заключенных в разные года, превышает лимит по пункту 4 части 1 статьи 93, это не является нарушением законодательства (постановление 15 ААС от 06.10.2021 N 15АП-16800/21 по делу N А53-9251/2021)
✔ Если общая сумма нескольких однотипных договоров у одного и того же лица в один и тот же день превышает 600 тыс.руб., это является нарушением законодательства (постановление АС Дальневосточного округа от 21.03.2022 N Ф03-844/22 по делу N А73-9549/2021)
✔ Заключенные в один день контракты, предметом которых является выполнение работ по одному и тому же объекту, содержащие идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели, образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами. Это основание для признании контрактов недействительными (постановление 6 ААС от 25.05.2022 г. N 06АП-1875/22 по делу N А73-19757/2021)
✔ Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов (определение ВС РФ от 09.04.2021 N 308-ЭС21-2260 по делу №А53-2113/2020)
✔ Если несколько контрактов заключено через «электронный магазин» (например, ЕАТ Березка, Портал поставщиков или иной аналогичный ресурс) – это не панацея от рисков дробления закупки (решение Пермского УФАС России от 18.06.2021 по делу N 059/01/16-1417/2020, решение Омского УФАС России от 07.09.2022 N 03-08/57-2022)

Риски ЗАКАЗЧИКА:

Неправильный выбор способа закупки – административный штраф на должностное лицо в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч.1,2 ст.7.29 КоАП)

Нарушение антимонопольного законодательства:

Признание всех заключенных контрактов ПРИТВОРНЫМИ СДЕЛКАМИ, т.е. сделками, которые совершены с целью прикрыть другую сделку, что влечет их признание недействительными или ничтожными в судебном порядке (ст. 167, ст.170 ГК РФ, п. 18 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017).

Риски ПОСТАВЩИКА:

❌ Нарушение антимонопольного законодательства может привести к потере всего дохода от исполнения таких контрактов – по требованию УФАС придется перечислить в федеральный бюджет весь доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства (п/п “к” п.2 ч. 1 ст. 23 Закона 135-ФЗ О защите конкуренции, см. например, решение Томского УФАС России от 14.12.2020 по делу N 070/01/16-34/2020, определение ВС РФ от 05.07.2018 N 309-КГ18-8614).

Нарушение требований Закона 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем поставщик не может рассчитывать на получение платы за исполненные контракты (см., например, определение ВС РФ от 29.04.2022 N 308-ЭС22-5137 по делу N А15-366/2021).

Автор - Боровых Юлия Сергеевна, эксперт и преподаватель в сфере закупок
Exit mobile version