Если условиями госконтракта предусмотрено, что оплата производится только после выполнения подрядчиком действий по получению положительного заключения государственного органа, то в связи с несоблюдением данного условия у заказчика не возникает обязанности по оплате выполненных работ, следует из определения Верховного Суда.
Учреждением (заказчик) и обществом (исполнитель) 21.10.2019 заключен государственный контракт № 03581000095190000090001 на выполнение проектных и изыскательских работ (инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, обмеры и обследования) на объекте учреждения.
В связи с существенным нарушением исполнителем условий договора, выразившемся в неисполнении договора в срок до 12.12.2019 учреждение 13.12.2019 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Полагая, что отказ от исполнения договора является незаконным, а фактически выполненные работы по контракту подлежат оплате, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришел к выводу о незаконности отказа заказчика от исполнения договора.
Суд исходил из того, что допущенная истцом просрочка выполнения работ являлась незначительной, после устранения замечаний общество предъявило повторно работы к приемке, за исключением прохождения государственной экспертизы.
Вместе с тем, отказывая во взыскании стоимости выполненных работ, суд пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности по контракту заявлено преждевременно, так как контракт является действующим, общество заявило о готовности выполнить работы по контракту в полном объеме.
Изменяя решение суда и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату истечения срока исполнения контракта подрядчик не предоставил заказчику положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости, в связи с этим результат выполненных работ не может быть использован для целей, предусмотренных контрактом.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что условиями договора предусмотрено, что оплата производится только после выполнения подрядчиком действий по получению положительного заключения государственного органа, в связи с чем при несоблюдении данного условия у заказчика не возникает обязанности по оплате выполненных работ.
Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции
Документ: Определение ВС РФ от 04 октября 2021 года №308-ЭС21-16969 по делу №А53-5903/2020