Гражданский контроль государственных закупок

Верховный Суд разбирался в оценочном критерии «условие оплаты» в закупке по 223-ФЗ

Устанавливая оценочный критерий «условие оплаты более 15 рабочих дней» в закупке по 223-ФЗ, Заказчик заведомо ставит участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в неравные условия с другими участниками, потому как заказчик в силу положений Постановления № 1352 должен оплатить поставленный товар в срок не более 15 рабочих дней, даже если участником предложен срок оплаты более 15 рабочих дней, следовательно при подсчете рейтинга по данному критерию СМП будет получен минимальное количество баллов, что не позволит конкурировать с другими участниками на равных условиях, следует из определения Верховного Суда.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «РусЭнергоПром» на действия ПАО «Кузбассэнергосбыт» (заказчик) при проведении открытого запроса коммерческих предложений на право заключения договоров на оказание услуг по метрологической поверке автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии, выразившиеся в нарушении порядка осуществления закупки, а именно в несоответствии проведенной оценки заявок требованиям действующего законодательства, антимонопольным органом принято решение.

Управлением жалоба ООО «РусЭнергоПром» признана обоснованной, в действиях ПАО «Кузбассэнергосбыт» установлены нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В целях устранения допущенных нарушений антимонопольным органом выдано предписание об аннулировании открытого запроса коммерческих предложений.

Не согласившись с ненормативными правовыми актами управления, ПАО «Кузбассэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Закона о закупках, Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352), суды пришли к выводам о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для рассмотрения жалобы ООО «РусЭнергоПром», а также о законности решения и предписания управления.

Судебные инстанции исходили из того, что установленный в закупочной документации оценочный критерий «условие оплаты» заведомо ставит участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в неравные условия с другими участниками и не отвечает принципам Закона о закупках, поскольку заказчик в силу положений Постановления № 1352 должен оплатить поставленный товар в срок не более 15 рабочих дней, даже если участником предложен срок оплаты более 15 рабочих дней, в связи с чем, при подсчете рейтинга по данному критерию субъектами малого и среднего предпринимательства будет получено минимальное количество баллов, что не позволит конкурировать с другими участниками на равных условиях.

При этом суды учли, что именно критерий «условия оплаты» стал ключевым при определении победителя, так как при отсутствии такого критерия определения победителя как «сроки и условия оплаты» или установления равного ранжирования для участников закупки, победителем должно было быть признано ООО «РусЭнергоПром».

Верховный суд согласился с решениями судов нижестоящих инстанций и не стал пересматривать дело.

Фактически установленная законодателем для субъекта малого и среднего предпринимательства преференция оценена Заказчиком в качестве основания для снижения его рейтинга (ранжира) при определении победителя,

– пояснили специалисты канала Закупки и госзаказ, продолжив

Таким образом, оценочный критерий может применяться к любым критериям определения победителя, но только если изначально они имеют равнозначные требования, то есть для срока уплаты 90 дней и 15 дней после заключения договора должен быть установлен единый (одинаковый) критерий (размер) оценки и только если участник закупки предлагает иной, более выгодный срок оплаты, он может получить предпочтение по сравнению с иными участниками. В противном случае субъект малого и среднего предпринимательства, при участии в любом аукционе, тендере и т.д. будет находиться в невыгодном (заранее проигрышном) положении по сравнению с иными участниками, только в связи с предоставлением законодателем ему преференций. То есть указанная льгота (преимущество) при таких обстоятельствах превращается в элемент дискредитации и необоснованного уменьшения участия в конкурсах указанных категорий.

Документ: Определение ВС РФ от 13 сентября 2021 года №304-ЭС21-16025  по делу №А27-20553/2020 
Exit mobile version