Гражданский контроль государственных закупок

В «Деловой России» обсудили проблемы, связанные с законодательством о картелях

20 октября в «Деловой России» прошло расширенное заседание экспертного центра по антимонопольному регулированию. Участники мероприятия обсудили проблемы, связанные с законодательством о картелях, в том числе антикартельный пакет законопроектов, который уже несколько лет является предметом острых дискуссий между ФАС России и бизнесом. В дискуссии приняли участие члены «Деловой России», представители Российского союза промышленников и предпринимателей, представители Торгово-промышленной палаты РФ, а также специалисты в сфере экономического права, адвокаты.

Член Координационного совета «Деловой России», глава экспертного центра по антимонопольному регулированию Президент Корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников отметил, что в антимонопольном законодательстве существуют сложности, связанные с применением ст. 178 УК РФ (Ограничение конкуренции). Он указал, что уголовный кодекс не разделяет картельный сговор и сговор на торгах как разные преступления.

«95% картелей, расследуемых федеральной антимонопольной службой России – это сговоры на торгах. При этом картели на товарных рынках не сопоставимы со сговорами на торгах»,

– сообщил Колесников.

Как отметили присутствующие, судебная практика показывает, что на сегодняшний день ни у кого нет четкого понимания, что такое картельный сговор, так как его понятие не определено ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Для решения проблемы члены экспертного центра предлагают определить в правовом поле понятие «картель», а также закрепить перечень признаков картеля в статье 178 УК РФ.

В «Деловой России» обеспокоены пакетом «антикартельных законопроектов», так как они необоснованно упрощают состав данного преступления и при этом ужесточают уголовную ответственность за участие в картельном сговоре. Разработчиками законопроекта предлагается исключить ограничение конкуренции, как признак преступления. Члены экспертного совета считают, что такое решение повлечёт за собой большую вероятность необоснованного привлечения к ответственности невиновных лиц.

Одной из важных проблем по данной тематике было отмечено само наличие уголовной ответственности за картели. Экспертный центр «Деловой России» предложил рассматривать картели как экономическое правонарушение, которое может эффективно пресекаться экономическими санкциями. Экспертов поддержала заместитель председателя комитета по развитию конкуренции РСПП, управляющий партнер юридической фирмы «Каменская & партнеры» Татьяна Каменская.

О проблемах текущего правоприменения антимонопольного законодательства по делам о картельных сговорах рассказали адвокат, партнер консалтинговой фирмы Kulik & Partners Law.Economics Кирилл Дозмаров и старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. Они считают, что при рассмотрении уголовных дел, связанных с картельным сговором, нарушается принцип субъективности права.

В обсуждении также принял участие Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Он отметил, что в отличие от антимонопольного органа США, ФАС России возбуждает 99,9% дел против отечественных компаний, а по картелям доля дел против малого бизнеса выросла до 80%.

“Необходимо полностью пересмотреть антимонопольную политику в стране, подчинив ее общей экономической политике и отменить уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства”, – сообщил Алексей Ульянов.

В заключение мероприятия председатель экспертного центра по антимонопольному регулированию Сергей Колесников поблагодарил участников дискуссии за продуктивную работу и стремление отстаивать позицию делового сообщества по антикартельному пакету законопроектов.

«Эта статья обсуждается с 2013 года. И то, что на конец 2020 года “ограничение конкуренции” ещё не убрали – это большая заслуга всех нас»,

– убеждён Колесников.

Участники также высказали предложения о механизмах обеспечения учета мнений представителей бизнеса в вопросах антикартельного регулирования при формировании соответствующей нормативной правовой базы.

 

Exit mobile version