Гражданский контроль государственных закупок

Топ-6 нарушений в закупках, которые массово находит финконтроль

Проанализировали акты проверок и нашли частые ошибки госзаказчиков. Заказчики нарушают сроки оплаты контрактов и договоров, несвоевременно размещают обязательную информацию в ЕИС и оплачивают фактически невыполненные работы. Нарушения в закупках внутренний финконтроль нашел практически у всех вузов.

Ошибки при описании объекта закупки и неразмещение информации в ЕИС

Контролеры зафиксировали многочисленные нарушения заказчиков при описании объекта закупки. К примеру, использование в описании конкретного товарного знака без веских причин. Также заказчики в извещении не описывали требования техрегламентов и ГОСТов, включали в один лот технологически и функционально не связанные между собой ТРУ.

Так, университет одной процедурой закупил услуги по уборке и работы по благоустройству территорий. По мнению финконтроля, такое нарушение говорит о возможном ограничении конкуренции (результаты внеплановой проверки 27.10.2023–01.12.2023).

Финконтроль нашел также нарушения в извещениях. Заказчики неверно устанавливали требования к участникам, а также нарушали порядок размещения в ЕИС обязательной информации. К примеру, в извещении о закупке не устанавливали обязательные требования для соблюдения правил национального режима. Так, институт несвоевременно направлял информацию и документы для размещения в ЕИС, а значит нарушил законодательство (результаты плановой проверки института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, 29.09.2023–10.11.2023).

Не соблюдаете порядок обоснования НМЦК — рискуете завысить цены


Заказчикам предписано устранить нарушения, указывать всю необходимую информацию в извещениях, а также соблюдать сроки размещения обязательных документов в ЕИС.

Описание объекта закупки и сроки. Правила описания объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. Включение информации в реестр контрактов предусмотрено статьей 103 Закона № 44-ФЗ, частями 10-13 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1084.

Ошибки в порядке определения НМЦК

Во многих подведомственных Минобрнауки учреждениях не соблюдался порядок определения и обоснования НМЦК. Из-за чего были завышены цены на закупаемые товары. Заказчики использовали коммерческие предложения от аффилированных лиц.

Университет неверно выбрал метод для определения сметной стоимости текущего ремонта. Такими действиями нарушил требования законодательства. Он не применил обязательные методики определения сметной стоимости строительства и сметные нормативы (внеплановая комплексная проверка 08.11.2023–12.12.2023).

В другом университете договоры заключали с аффилированными компаниями. Сотрудники не принимали меры по недопущению возникновения конфликта интересов (результаты внеплановой проверки с 04.12.2023 по 15.01.2024). В другом университете необоснованно применяли единичные расценки для расчета сметной стоимости, а также повышающий коэффициент (результаты плановой проверки 29.06.2023–09.08.2023).

Как определить НМЦК. Порядок определения начальной максимальной цены контракта определен в статье 22 Закона № 44-ФЗ, методика расчета описана в приказе Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Правила расчета смет описаны в Приказе Минстроя от 23.12.2019 № 841/пр.

Ошибки в установлении требований к участникам

Заказчики не устанавливали обязательные требования, а также запреты, ограничения и условия допуска. Один из университетов в извещении и документации указал противоречивые сведения. По мнению финконтроля таким образом он ограничил конкуренцию (результаты плановой проверки 17.08.2023–27.09.2023). Другой вуз объединял в один лот товары, включенные и не включенные в перечень ТРУ для закупок которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (результаты плановой проверки 29.06.2023–09.08.2023).

Как установить запреты и ограничения. Порядок применения ограничений, запретов и условий допуска определен в статье 14 Закона № 44-ФЗ. Правила участия в закупках организаций инвалидов описаны в статье 29 Закона № 44-ФЗ. Правила применения нацрежима регулируются подзаконными НПА. Законодатели подготовили изменения в правила нацрежима.

Нарушения при оплате товаров, работ, услуг

Заказчики подведомственных министерству организаций образования нарушали сроки оплаты товаров, работ, услуг. Также выявлены факты приемки и оплаты фактически неисполненных контрактов. Руководство вузов неправомерно меняло существенные условия госконтрактов.

В одном из университетов финконтроль выявил факты приемки ремонтно-строительных работ и полной оплаты при их фактическом неисполнении и недопоставке материалов (результаты внеплановой проверки с 04.12.2023 по 15.01.2024). Сотрудники закупочных подразделений принимали работы, которые не были предусмотрены документацией на капитальный ремонт кровли. При этом дополнительное соглашение к контракту не заключали (результаты внеплановой проверки 27.10.2023–01.12.2023).

Оплатите фактически невыполненные работы — нарушите закон


В другом институте трем подрядным организациям перечислили денежные средства по пяти договорам. Но ремонтно-строительные работы фактически не были выполнены. Также вуз неправомерно закупал у едпоставщика (результаты внеплановой комплексной проверки 13.11.2023–15.12.2023). Их коллеги из другого вуза необоснованно перечислили подрядчику деньги. При этом объем выполненных работ по техническому обслуживанию объекта недвижимого имущества не был подтвержден. Объект на момент проверки находился в аварийном состоянии и не использовался в деятельности университета (результаты плановой комплексной проверки 23.10.2023–27.11.2023).

Еще один университет при проведении текущего ремонта принял и оплатил фактически невыполненные ремонтные работы и непоставленные материалы (плановая проверка 17.08.2023–27.09.2023). А их коллеги неоднократно нарушали сроки оплаты по заключенным договорам (результаты плановой проверки 15.05.2023–19.06.2023).

Нарушения порядка проведения закупок и неприменение штрафных санкций

Выявлены факты неправомерного проведения закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не были заранее включены в перечень таких спецзакупок в положении о закупке. Также факты проведения закупок в нарушение положений действующего законодательства. Так, институт проводил закупки товаров, работ, услуг по нормам Закона № 223-ФЗ, когда был обязан применять положения Закона № 44-ФЗ (результаты плановой комплексной проверки 09.10.2023–13.11.2023).

Госзаказчики не проводили претензионную работу, оплачивали контракты, которые были исполнены с нарушением условий без применения штрафных санкций. Приемку результатов работ проводили без обязательной госэкспертизы. Есть случаи заключения контрактов на условиях, отличных от заявки победителя закупки.

Еще в одном вузе выявлены факты ненадлежащего контроля со стороны ответственных должностных лиц. К поставщикам, которые нарушили условия госконтрактов, не принимались своевременно меры ответственности (результаты плановой комплексной проверки 23.10.2023–27.11.2023).

Практически при всех проверках установлены нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности, в том числе заключения договоров на условиях, которые противоречат требованиям законодательства. Одно из учреждений не вело планирование и последующий внутренний финансовый контроль. Выявлены значительные нарушения в закупочной деятельности в части сроков размещения информации и документов о результатах исполнения контрактов. Госзаказчик не подготовил внутренний регламент по правилам приемки ТРУ, в частности, идентификации закупаемых запасных частей, принадлежностей и инструментов. Выявлена некомплектность закупленного оборудования. Учреждение не вело претензионную работу (результаты плановой проверки 31.08.2023–27.09.2023).

Руководство высших учебных учреждений не контролировало целевое и адресное использование средств федерального бюджета, которые выделены в рамках нацпроектов. Также при внутреннем аудите установлены факты завышения объемов работ в локальных сметных расчетах при проведении капремонта. Не были приняты к учету приобретенные основные средства.

Источник: письмо Минобрнауки от 29.03.2024 № МН-22/501-ДП

электронный журнал «Административная практика ФАС»

Exit mobile version