В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.С сентября начнется лицензирование деятельности по дезинфекции и дезинсекции
Поправки к Закону о лицензировании, касающиеся лицензирования деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санэпидблагополучия населения вступают в силу с 1 сентября. (Федеральный закон от 29 мая 2023 г. № 194-ФЗ)
https://gkgz.ru/s-sentyabrya-nachnetsya-litsenzirovanie-deyatelnosti-po-dezinfektsii-i-dezinsektsii/
2.Единые правила применения национального режима при закупках: проект Минфина
С 1 января 2025 года для заказчиков по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют установить единые списки импортной продукции с запретом или ограничением закупок, а также правила их применения. Преимущество станут давать товарам, которых в перечнях нет. Подробнее в обзоре
Документ: Проект Постановления Правительства РФ “О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров отдельными видами юридических лиц” ID проекта 01/01/08-24/00150163
https://gkgz.ru/edinye-pravila-primeneniya-natsionalnogo-rezhima-pri-zakupkah-proekt-minfina/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин опубликовал проекты нормативных актов по нацрежиму в закупках
Минфин России на сайте для обсуждений разместил проекты нормативных актов с изменением законодательства об импортозамещении.
https://gkgz.ru/minfin-opublikoval-proekty-normativnyh-aktov-po-natsrezhimu-v-zakupkah/
2.Казначейство подсказывает как работать с МЧД и для кого потребуется нотариальное удостоверение
3.Предложено актуализировать ряд нормативных актов по вопросам национального режима в закупках по Законам №44-ФЗ и 223-ФЗ
Масштабные поправки направлены на приведение правительственных актов в соответствие с недавними изменениями в Законы №44-ФЗ и 223-ФЗ, внесёнными Законом № 318-ФЗ от 08.08.2024. Разработчиком проектов является Минфин России.
ID проекта 01/01/08-24/00150163
ID проекта 01/01/08-24/00150161
ID проекта 01/01/08-24/00150162
ID проекта 01/02/08-24/00150164
4.Лицензия МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств пожарной безопасности: может ли участник выполнять работы не в регионе её выдачи?
МЧС России дала разъяснения по спорным вопросам осуществления деятельности лицензиата в сфере пожарной безопасности.
Документ: Письмо МЧС России от 26.08.2024 № ИГ-19-16-1045
5.ФАС: закупка у единственного поставщика по Закону 223-ФЗ должна быть обоснована и проводиться в исключительных случаях
Реализация корпоративным заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки.
Документ: Письмо ФАС России от 21.08.2024 г № МШ/75011/24 \
6.Можно ли заключить контракт с единственным контрагентом, включающий ретроактивную оговорку?
По мнению специалистов Минфина России, Закон № 44-ФЗ не допускает возможности начала исполнения обязательств контрагентом до заключения контракта.
Документ: Письмо Минфина России от 1 августа 2024 г. № 24-08-08/71743
7.ФАС России разъяснила новые правила закупок у единственного поставщика в сфере здравоохранения: что изменилось с июля 2024 года
Документ: Письмо ФАС России от 1 марта 2024 года № ПИ/17340/24
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.НДС при закупках по Закону N 223-ФЗ: интересные примеры из практики за 2023 – 2024 годы
Можно ли установить два значения НМЦД для участников с разными системами налогообложения? Допустимо ли приводить ценовые предложения к единому налоговому базису при оценке заявок? Законно ли начислять дополнительные баллы участникам, которые платят НДС? Ответы в обзоре
2.Суд признал расходы на медизделия целевыми, несмотря на получение регистрационных удостоверений после поставки товара
Документ: Постановление АС Уральского округа от 11.07.2024 по делу № А07-5797/2023
3.Поломка компьютера не является оправданием для пропуска срока подписания госконтракта, решили суды
Документ: Определение ВС РФ от 19.08.2024 N 305-ЭС24-13172
4.Обзор практики рассмотрения жалоб по вопросам, связанным с осуществлением закупок по Закону N 44-ФЗ (июль 2024)
5.Акт проверки заказчика не создает для уполномоченного учреждения предмета обжалования
Документ: Постановление АС Уральского округа от 26.08.2024 г № Ф09-5537/2024 по делу № А76-2379/2024
6.Расходы за банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки для участия в торгах -предпринимательский риск и не могут рассматриваться как убытки, подлежащие возмещению заказчиком
Документ: Определение ВС РФ от 26.08.2024 г №307-ЭС24-11064 по делу № А56-37391/2023
7.ВС РФ: госконтракт, заключенный с единственным поставщиком, не соответствующим обязательным требованиям, является недействительным и не подлежит оплате
Документ: Определение ВС РФ от 9 августа 2024 года № 304-ЭС24-8650 по делу № А46-12367/2023
8.Заказчик установил, что лицензия участника должна быть действительной в течение всего срока оказания услуг. Законно ли подобное условие?
Антимонопольный орган усмотрел в таком условии дискриминационный характер. По мнению ведомства, оно создаёт необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, у которых срок действия лицензии истекает до конца периода исполнения договора.
Заказчику вменены нарушения п.2 ч.1, ч.9 ст.3.2, п.4 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ.
Суды признали позицию УФАС неправомерной.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 27.08.2024 № Ф07-9399/2024 по делу № А56-88997/2023
9.Суды поддержали участника госзакупки, который подтвердил свою квалификацию договором без подписи
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 21.08.2024 № Ф03-3538/2024 по делу № А51-10240/2023
10.Верховный суд подтвердил обязательство заказчиков оплачивать дополнительные работы по госконтрактам
Документы: Определение Верховного суда от 16.08.2024 № 305-ЭС24-13524 по делу № А40-134590/2023
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Правомерно ли заказчик отказал в предоставлении сведений, если неверно посчитал баллы при проведении конкурса
Участвуем в конкурсе по Закону № 44-ФЗ. Установлены два критерия — цена и квалификация участника закупки. По критерию «Цена» в итоговом протоколе баллы подсчитаны с грубой ошибкой. По критерию «Квалификация» в протоколе указаны только баллы. В связи с ошибками обратились к заказчику с просьбой предоставить исходные данные участников закупки по критерию «Квалификация», но нам отказали. Правомерен ли отказ?
2.Как расторгнуть контракт по соглашению сторон, если отпала необходимость в оказании услуги
Мы провели электронный аукцион, заключили контракт на оказание услуги по организации сценического пространства, разместили сведения о структурированном контракте в ЕИС. Действие контракта с 19.08.2024 по 30.09.2024. Необходимость в оказании услуги отпала, документов от ГРБС об отмене мероприятия нет. В договоре предусмотрено расторжение по соглашению сторон, в какие сроки и на основании какой статьи мы можем расторгнуть контракт без нарушений и санкций?
3.Допустимо ли заключить контракт с едпоставщиком, если заявку на аукцион отклонили
На участие в аукционе подана одна заявка. Но мы отклонили ее из-за несоответствия требованиям в части опыта. Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком?
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 19.08.2024 по 25.08.2024 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию