Гражданский контроль государственных закупок

Свежий обзор закупочного законодательства с 03.07.2023 по 09.07.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Изменился порядок закупки у единственного контрагента на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

1 июля 2023 года вступила в силу новая редакция п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которой исключительные полномочия на выполнение определенных работ, оказание определенных услуг больше не могут устанавливаться законодательными актами субъекта РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ).

https://gkgz.ru/izmenilsya-poryadok-zakupki-u-edinstvennogo-kontragenta-na-osnovanii-p-6-ch-1-st-93-zakona-44-fz/

2.Новые типовые условия госконтрактов в области капстроительства заработают с 1 сентября 2023 года

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066

https://gkgz.ru/novye-tipovye-usloviya-goskontraktov-v-oblasti-kapstroitelstva-zarabotayut-s-1-sentyabrya-2023-goda/

3.В рамках 223-ФЗ дополнен перечень товаров в сфере использования атомной энергии, закупки которых осуществляются без размещения информации на официальном сайте ЕИС

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2023 N 1719-р

https://gkgz.ru/v-ramkah-223-fz-dopolnen-perechen-tovarov-v-sfere-ispolzovaniya-atomnoj-energii-zakupki-kotoryh-osushhestvlyayutsya-bez-razmeshheniya-informatsii-na-ofitsialnom-sajte-eis/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Подача жалоб по закрытым электронным процедурам В ГИС ЕИС Закупки

С 3 июля 2023 года Федеральное казначейство открывает доступ к функционалу ГИС ЕИС ЗАКУПКИ по подаче электронных жалоб по закрытым электронным процедурам. Воспользоваться правом направления электронных жалоб могут все участники закупок, которые зарегистрированы в едином реестре участников закупок.

https://gkgz.ru/podacha-zhalob-po-zakrytym-elektronnym-protseduram-v-gis-eis-zakupki/

2.Минфин разъяснил правила указания страны товара в заявках и договоре при закупках по Закону N 223-ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 08.06.2023 N 24-07-09/53177

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-pravila-ukazaniya-strany-tovara-v-zayavkah-i-dogovore-pri-zakupkah-po-zakonu-n-223-fz/

3.Утверждены требования к форматам электронных документов, представляемых для госэкспертизы проектной документации по принципу «одного окна»

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.01.2023 № 55/пр

https://gkgz.ru/utverzhdeny-trebovaniya-k-formatam-elektronnyh-dokumentov-predstavlyaemyh-dlya-gosekspertizy-proektnoj-dokumentatsii-po-printsipu-odnogo-okna/

4.О сроках направления информации и документов о заключенном контракте, соглашении об изменении/расторжении контракта для включения в реестр контрактов

Документ: Письмо Минфина России от 27.06.2023 № 24-06-09/59482

https://gkgz.ru/o-srokah-napravleniya-informatsii-i-dokumentov-o-zaklyuchennom-kontrakte-soglashenii-ob-izmenenii-rastorzhenii-kontrakta-dlya-vklyucheniya-v-reestr-kontraktov/

5.Порядок участия иностранных лиц в закупках по Закону № 44-ФЗ могут упростить

Документ: Проект федерального закона № 390953-8

https://gkgz.ru/poryadok-uchastiya-inostrannyh-lits-v-zakupkah-po-zakonu-44-fz-mogut-uprostit/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Предметом замещающей сделки, заключенной взамен расторгнутого госконтракта, не обязательно должен быть полностью аналогичный товар

К такому выводу пришли суды при рассмотрении иска заказчика к поставщику о взыскании убытков, причиненных неисполнением госконтракта.

Документ: Определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС23-5721 от 30.06.2023 по делу № А55-4472/2022

https://gkgz.ru/predmetom-zameshhayushhej-sdelki-zaklyuchennoj-vzamen-rastorgnutogo-goskontrakta-ne-obyazatelno-dolzhen-byt-polnostyu-analogichnyj-tovar/

2.Могут ли споры сторон договора, заключенного в рамках Закона № 223-ФЗ, рассматриваться третейским судом?

В вопросе разбирался Верховный Суд РФ.

Документ: Определение ВС РФ № 308-ЭС21-14836 от 27.06.2023 по делу № А63-955/2021

https://gkgz.ru/mogut-li-spory-storon-dogovora-zaklyuchennogo-v-ramkah-zakona-223-fz-rassmatrivatsya-tretejskim-sudom/

3.Как ваши закупки с нацрежимом рассмотрит ФАС: 10 ситуаций из практики (июль 2023)

В статье 10 ситуаций из закупочной жизни. Узнаете как при спорном случае их будет трактовать сотрудник ФАС. Разъяснения по закупочным случаям предоставил Александр Великанов, замначальника Правового управления ФАС России.

И без того непростые правила национального режима менялись дважды в 2023 году. Но специалисты по закупочному регулированию обещают, что правки по данному вопросу будут продолжаться. О том, как рассматривать заявки участников на конкретных практических ситуациях, читайте далее.

https://gkgz.ru/kak-vashi-zakupki-s-natsrezhimom-rassmotrit-fas-10-situatsij-iz-praktiki-iyul-2023/

4.Госзаказчику законно возместили убытки по замещающей сделке из средств гарантии, решили суды

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.06.2023 по делу N А03-7527/2022

https://gkgz.ru/goszakazchiku-zakonno-vozmestili-ubytki-po-zameshhayushhej-sdelke-iz-sredstv-garantii-reshili-sudy/

5.Поставка состоялась, но в товаре выявлен брак: можно ли списать поставщику неустойку по Постановлению № 783?

Документ: Постановление АС Московского округа от 29.06.2023 по делу № А40-113256/2022

https://gkgz.ru/postavka-sostoyalas-no-v-tovare-vyyavlen-brak-mozhno-li-spisat-postavshhiku-neustojku-po-postanovleniyu-783/

6.Заказчики не забываем в проекте госконтракта указывать ИНН, должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица

Обращаем внимание, что при формировании с использованием ЕИС и размещении в ЕИС и на электронной площадке проекта контракта необходимо указывать идентификационный номер налогоплательщика и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Неуказание вышеуказанной информации в проекте контракта противоречит требованиям пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ, отметили в Департаменте государственных закупок Свердловской области.

Документ: Решение УФАС по Свердловской области от 06.06.2023 № 066/06/99-2000/2023

https://gkgz.ru/zakazchiki-ne-zabyvaem-v-proekte-goskontrakta-ukazyvat-inn-dolzhnost-litsa-imeyushhego-pravo-bez-doverennosti-dejstvovat-ot-imeni-yurlitsa/

7.ВС РФ: Заказчик обязан оплатить работы, если не доказал мотивы отказа от подписания акта приемки

Если подрядчик по госконтракту выполнил работы с нарушением срока, а заказчик отказался от подписания акта сдачи результата таких работ, замечания (возражения) по качеству выполненных работ и отказ от приемки работ в адрес подрядчика не направил, то данные работы подлежат оплате заказчиком, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 22.06.2023 г № 307-ЭС23-9448 по делу N А56-14294/2022

https://gkgz.ru/vs-rf-zakazchik-obyazan-oplatit-raboty-esli-ne-dokazal-motivy-otkaza-ot-podpisaniya-akta-priemki/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Бюджетное учреждение заключает контракты на оказание услуг в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Является ли данный контракт договором гражданско-правового характера? Нужно ли при его заключении/расторжении подавать сведения в СФР? Что указать в основании (наименование документа): договор или контракт?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Все контракты, регулируемые Законом N 44-ФЗ, являются гражданско-правовыми договорами.

Соответственно, в случае заключения и (или) прекращения контракта на оказание услуг с физическим лицом, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, учреждение обязано представить соответствующие сведения в СФР не позднее рабочего дня, следующего за таким событием.

При этом в подразделе “Основание” в графе 8 “Наименование документа” указывается фактическое наименование заключенного договора.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/o-predostavlenii-svedenij-v-sfr-po-goskontraktu-dogovoru-s-fizlitsom/

2.Должен ли заказчик требовать обеспечение исполнения контракта, заключаемого с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, если условиями контракта предусмотрен аванс более 30 процентов?

Ответ: Нет, не должен, но вправе.

Обоснование:

https://gkgz.ru/ob-obespechenii-ispolneniya-kontrakta-zaklyuchaemogo-s-edinstvennym-postavshhikom/

3.Заказчик работает по ФЗ N 44-ФЗ. По результатам электронного конкурса был заключен договор на разработку проектной документации со следующими условиями:

“10.1. Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2022.

10.2. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту.

Обеспечением исполнения контракта была банковская гарантия со сроком действия до 31.01.2023″.

По договору подрядчику выплачен аванс.

На сегодняшний день экспертиза проектной документации была продлена и положительное заключение еще не получено.

Как быть заказчику в данном случае?

Имеет ли право заказчик написать письмо подрядчику о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

При описанных в вопросе обстоятельствах заказчик вправе потребовать от подрядчика предоставления нового обеспечения лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена контрактом.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/o-predostavlenii-novogo-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta/

4.Изначально срок подачи заявок на участие в электронном конкурсе истекал 26 июня 2023 г. Двое из участников успели подать заявки в этот период, предоставив обеспечение заявки в виде независимой гарантии со сроком действия, который на месяц превышал указанную дату. Затем заказчик внес изменения в извещение о закупке и продлил срок подачи заявок до 3 июля 2023 г. Независимые гарантии, представленные вышеуказанными участниками, перестали соответствовать требованию о том, что срок их действия должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Подлежат ли заявки этих участников отклонению?

Ответ

https://gkgz.ru/ob-izmenenii-sroka-nezavisimoj-garantii-v-kachestve-obespecheniya-zayavki/

5.В контракте, заключенном в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предусмотрен срок поставки товара в течение пяти рабочих дней. Поставщик нарушил указанный срок.

Как в этой ситуации начислять пени: исходя из рабочих или календарных дней просрочки?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Независимо от того, каким образом в контракте определен срок поставки, пени должны начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-o-nachislenii-peni-po-goskontraktu/

6.Можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон и заключить со следующим участником? Чревато ли это чем-то для заказчика?

Расторжение госконтракта по соглашению сторон возможно, но не сильно приветствуется органами прокуратуры

https://gkgz.ru/rastorzhenie-goskontrakta-po-soglasheniyu-storon-vozmozhno-no-ne-silno-privetstvuetsya-organami-prokuratury/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 26.06.2023 по 02.07.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию
Exit mobile version